Сказка о царе Салтане

Сказка
1966
87 мин
СССР
Начать просмотр

Александр Птушко — не только ровесник XX века (режиссер родился 6 апреля 1900 года), но и один из самых значительных режиссеров, посвятивших себя жанру киносказки. И в его, как оказалось, совсем не тесных рамках постановщику удалось проявить себя и как новатору, и как выдумщику.

Фильм Птушко не первый случай, когда пушкинская сказка вдохновляет других художников на отдельное произведение. Наиболее известные примеры — одноименная опера Римского-Корсакова, впервые исполненная в 1900 году. Есть созданный во время войны мультфильм 1943 года Валентины и Зинаиды Брумберг, снятый по передовой технологии ротоскопирования, когда все сцены были сначала сыграны настоящими актерами и сняты на пленку, а потом обработаны, обрисованы и разукрашены аниматорами.

Экранизация Птушко, таким образом, вторая экранная версия пушкинской сказки, но при этом первая, решенная средствами художественного кино.

И здесь в полной мере использованы все фирменные приемы Птушко. Богатые, подробные и масштабные декорации и массовка. Стихи Пушкина. Живописные пейзажи и герои, будто сошедшие с полотен Васнецова. Юмор, детский, почти инфантильный взгляд на вещи… и мудрость, почерпнутая не только в собственном опыте, но и в исторической памяти целого народа.

То же касается и художественных образов. Птушко активно использует комбинированные съемки, создавая малыми средствами эффект масштабного морского боя князя Гвидона (одна из первых по-настоящему звездных ролей Олега Видова). Или ощущение погружения под воду дядьки Черномора и его войска. А стоит царю Салтану (Владимир Андреев, ведущий актер Театра имени Ермоловой, много лет проработавший в нем главным режиссером) как следует разгневаться, узнав, что царица (Лариса Голубкина, Шурочка Азарова из «Гусарской баллады») родила в ночь не то сына, не то дочь, как вырезанные из камня львы, покоящиеся на подлокотнике трона, благодаря фокусам с монтажом буквально оживают. Обращаются в хорошо загримированных пуделей, чтобы в страхе ускакать куда подальше, а уже в следующем кадре натурально пустить слезу. Птушко ничего не стоит заставить своих героев парить по небу, всего лишь запустив пленку в обратную сторону. Сказочного эффекта он может добиваться и самыми простыми методами: наградив белого лебедя тонким голосом царицы, а белку, добывающую из орехов чистый изумруд, чуть ли не оперным контральто. И все это под ироничную музыку композитора Гавриила Попова, известного в том числе работой к фильму «Чапаев».

Как и всегда, помимо целой россыпи великолепных образов, «Сказка о царе Салтане» у Птушко существует вне времени и эпохи. В ней нет ничего от нового, радикального и стремительного времени 60-х. Как и остальные сказки Птушко, она остается одновременно передовой с точки зрения киноискусства и насквозь традиционной, прочно лежащей на фундаменте народного фольклора и тем самым полностью созвучной и пушкинскому замыслу, и его поэтической стилистике. «Сказка о царе Салтане» — предпоследний фильм режиссера, за который он получил приз Всесоюзного кинофестиваля 1968 года, проходившего в Ленинграде.

Режиссёр: Александр Птушко
В ролях: Олег Видов, Ксения Рябинкина, Николай Бармин, Владимир Андреев, Нина Беляева, Борис Битюков, Юрий Чекулаев, Яков Беленький, Лариса Голубкина

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна