Фрагмент интервью с Виталием Соломиным в газете «Московская правда — Музыкальная правда» (1997 г.):

— Вы ставите комедию Сухово-Кобылина не как драматическую пьесу, а как мюзикл. Это ведь первое соприкосновение Малого театра с новым для него жанром?

— Как посмотреть. Мюзикл — иностранное слово, а по-русски сказать — музыкальный спектакль. В Малом исстари ставились и водевили, и легкие комедии с музыкой. Сам Щепкин играл в музыкальных спектаклях. Это давнишняя традиция, всегда так было. Конечно, теперь жанр музыкальной комедии несколько преобразился и называть его стали по-другому, но сущность одна. Если же исходить из названия, то — да, такой спектакль репетируется впервые. Много работы у балетмейстера, музыка соответственно аранжирована. <…>

— Костюмы на актерах несколько утрированные, как показалось. Это связано с замыслом?

— Они не утрированные, они стилизованные. Ко времени, в котором все происходит, они имеют довольно далекое отношение. Нам важно следовать не за временем, а за сутью, когда одни люди обманывают других и думают, что выиграли, а на самом деле — проиграли. В этом вся история. Она — вечная.

Остается добавить, что актеры в спектакле заняты прекрасные. Муромского играет Александр Потапов, Атуеву — Татьяна Панкова, Лидочку — Людмила Титова, Нелькина — Кирилл Демин. В массовых сценах, а в спектакле будут танцевальные номера и играет живой оркестр, занята молодежь театра и студенты Театрального училища имени М.С. Щепкина. Зрелище обещает быть ярким, увлекательным и красочным».

Фрагмент из очерка Светланы Овчинниковой «Татьяна Панкова» из серии «Библиотека Малого театра» (2001 г.):

«Увлекательно балаганная, «вкусная» игра Татьяны Панковой становилась вдруг сердечной, трогательной… Эти балаганность и трогательность — в ее Анне Антоновне Атуевой, тетке героини мюзикла «Свадьба Кречинского» по мотивам Сухово-Кобылина. Где Панкова — в ее-то годы — пляшет, поет и заражает своей роскошной, озорной энергией всех вокруг: на сцене и в зале…
Виталий Соломин, поставивший «Свадьбу Кречинского» и сыгравший заглавную роль, особенно привязан к этой актрисе».

Из примечаний к пьесе А. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского»:

<…> «Свадьба Кречинского» в первый раз была поставлена 28 ноября 1855 года в Московском Малом театре в бенефис известного актера С.В. Шумского, выступившего в заглавной роли. М.С. Щепкин, высоко оценивший идейно-художественные достоинства пьесы, играл роль Муромского, П.М. Садовский — роль Расплюева.

Сухово-Кобылин, с волнением следивший за сценической судьбой своего драматургического первенца, 21 ноября 1855 года записывает в дневнике: «Нынче первая репетиция пиэсы. Достоинство ее начинает из ценности удачи быть возводимо к ценности литературной. Сказывали, что Садовский в роли Расплюева уморил всех со смеху — даже суфлер кис со смеху над своим манускриптом».

Премьера имела большой и прочный успех, но взыскательного автора удовлетворили не все исполнители. Вот что он пишет матери о первом спектакле: «1855, 29 ноября. Москва. Любезный друг маменька! …Вчера давали пиэсу — впечатление сильное, успех большой, но мог быть больше… Садовский — Расплюев был превосходен — Шуйский слаб…» [23]

Что касается роли Муромского, то она, по словам Сухово-Кобылина, была изваяна «высоким резцом» М.С. Щепкина.

Роль Муромского стала одной из любимых ролей Щепкина, а пьесу «Свадьба Кречинского» он ставил в одном ряду с «Горем от ума» и «Ревизором». Вот что он пишет Т.Г. Шевченко 11 декабря 1857 года, собираясь навестить своего друга в Нижнем Новгороде и сыграть там несколько спектаклей: «Да что играть? Ну, пожалуй… «Горе от ума», «Ревизора», «Свадьбу Кречинского».

7 мая 1856 года «Свадьба Кречинского» была поставлена в Петербурге, в Александрийском театре, где в лице актера В.В. Самойлова роль Кречинского нашла выдающегося истолкователя.

Сухово-Кобылин увидел в талантливой игре В.В. Самойлова гармоническое сочетание типического и индивидуально-конкретного, что является неотъемлемым свойством реалистического искусства.

27 августа 1856 года автор послал Самойлову кубок, сопроводив свой дар интересным письмом:
«…Хотя и поздно, но я хочу повторить вам мою признательность и мое глубокое сочувствие к вашему свободному нетворческому таланту. Кречинский явился в вас не только типом, а живою конкретною личностью… Примите, Василий Васильевич, мой кубок на добрую память о том дне, когда явился предо мною «Кречинский» в плоти и крови; если день этот будет памятен для русской сцены, то выпейте его до дна за будущность искусства на Руси, и да здравствует все прекрасное!»

Режиссёры: Виталий Соломин, Александр Четверкин
В ролях: Александр Потапов, Татьяна Панкова, Людмила Титова, Кирилл Дёмин, Василий Бочкарев, Александр Ермаков, Василий Дахненко, Александр Клюквин, Дмитрий Зеничев

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна