Цикл чтений «Люди конные» Д.И. Крутиков. Часть 4
Вправо от дороги сгрудился молодняк. Жужжал разноголосым гудом. Ребятишки окружили разрисованные причудливыми картинками ширмы. Над ширмами угловато выплясывала длинноносая пестрая кукла и кричала пискливым голосом:
— Теща околела, язык продать велела. Спешу, лечу, ногами верчу. Вот, думаю, не успею на тещину затею…
Петрушка. Неизменный друг ярмарочной сутолоки и детворы. Суровые годы не коснулись его. Так же кричал он о своем неумирающем, глубокомысленном и пустом.
— …купит язык женка, а язык полсаженка. Начнет она меня лаять, всю жизнь будет маять. Пропадать по неделе в Незнамовском женотделе».
Эта яркая и красочная этнографическая зарисовка свидетельствует не только о зрелом писательском мастерстве Крутикова, но и остром взгляде и живом интересе писателя к народному творчеству. Не случайно в его произведениях нередко встречаются песни, прибаутки, без сомнения, записанные от их носителей, крестьян или солдат Красной Армии, то есть эти записи сделаны непосредственно в «полевых условиях».
Уверен, что новым исследователям творчества Д. Крутикова предстоит еще не один раз обращаться не только к его напечатанным и неопубликованным произведениям, но и к материалам, проливающим свет на его участие в создании в годы Гражданской войны в Старом Осколе Красноармейского театра.