Показать
Москва, Новый Арбат
Советская архитектура

Новый Арбат

Сайт:
vma.muar.ru
Показать

Проспект Калинина – Новый Арбат – стал одной из основных и важнейших радиальных магистралей города, связавшей исторический центр столицы с Кутузовским проспектом, западными районами, Рублевским шоссе и поясом лесопарковых зон. Пробивка новой трассы намечалась еще генеральным планом 1935 года, но реальное осуществление замысла началось только в 1960-е годы. Назрела острая необходимость в новой современной транспортной артерии, так как узкий, плотно застроенный старый Арбат, служивший основным путепроводом, не справлялся с нарастающим потоком автомобилей с Кутузовского проспекта.

Магистраль Нового Арбата была проложена на месте старых московских переулков в 1962-1968 годах. Авторами проекта были М.В. Посохин, который на тот момент занимал пост главного архитектора Москвы, А.А. Мндоянц, Г.В. Макаревич и Б.И. Тхор. Основными компонентами застройки проспекта наряду с многоэтажными жилыми домами стали высотные административные здания и крупнейший в столице общественно-торговый центр, включающий магазины, столовые, кафе, рестораны, кинотеатр «Октябрь», Дом Книги и другие учреждения обслуживания.

Правая часть улицы сформирована восьмиэтажным Домом связи и 24-этажными жилыми домами с магазинами в первых этажах. Между ними расположены церковь XVII века, Дом книги, кинотеатр «Октябрь» и ряд сохранившихся старых зданий. Левую часть Нового Арбата занимают четыре 26-этажных административных здания, выстроенных в форме полураскрытых книг. Они поднимаются над общим двухъярусным стилобатом, протянувшимся вдоль всей улицы. Верхний ярус основания решен в виде сильно выступающего объема с широкой непрерывной лентой витрин, а его нижний ярус утоплен и имеет сплошное остекление. В стилобате располагались многочисленные магазины, кафе, ресторан и другие организации культурно-бытового обслуживания.

Скомпонованная как единое градостроительное целое застройка проспекта представляет собой пространственно развитую систему зданий, открывающихся перед зрителем по мере его движения вдоль магистрали в непрерывной смене ракурсов и образующих разнообразные, многоплановые перспективы. Столь резкое вмешательство в историческую застройку центра города вызвало неоднозначную оценку нового градостроительного ансамбля среди москвичей. Долгое время Новый Арбат называли «вставной челюстью Москвы». Однако со временем этот проспект, наполненный самыми разными учреждениями и культурно-бытовыми объектами, стал одной из самых оживленных улиц столицы. Как крупнейший модернистский комплекс он сыграл важную роль в распространении этого стиля по всей стране.