Поволжский музей железнодорожной техники

9 ноября 2010 года на учебном полигоне Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) открылся Поволжский музей железнодорожной техники.

Площадь музея составляет 1,68 га. Место для музея выбрано не случайно. Во-первых, близость к станции Безымянка, куда прибывали эшелоны с эвакуированными в годы Великой Отечественной войны заводами, где начиналась новая промышленная Самара. Во-вторых, на полигоне СамГУПС проходят обучение студенты разных специальностей, для которых история развития железнодорожной техники представляет особый интерес.

Экспозицию подвижного состава открывает макет паровоза Черепановых. Здесь же расположился редкий сегодня экспонат — паровоз серии П-36 № 232 из выпущенной в XX веке партии паровозов всего в 251 единицу, который за характерные полосы-лампасы называли «генерал».

Представлены паровозы Л, Лв, Эр, магистральные и маневровые тепловозы. На отдельном пути Уфимская детская железная дорога продолжает принимать юных посетителей. Электровозы представлены локомотивами ЧС-2, ЧС-4, ВЛ22, ВЛ23, ВЛ8, ВЛ10. Далее разместились электропоезда ЭР2, ЭР-200.

Особое место в этом ряду занимает головной вагон электропоезда Сд, отправившегося в первый рейс 7 ноября 1944 года по участку Куйбышев — Безымянка. Это был первый электрифицированный участок на Куйбышевской магистрали.

В экспозиции представлены различные виды вагонов, как грузовые, так и пассажирские, в том числе трофейная немецкая цистерна, вагон-теплушка, вагон-кухня, вагон-пекарня.

Административное здание — вокзал станции Дашково, построенный в 1874 году, — исторический артефакт. Бревна, из которых было построено здание вокзала, почти за полтора века эксплуатации практически не испортились и послужили строительным материалом для восстановления здания.

Название станция получила в честь княгини Е.Р. Дашковой — президента Российской академии наук, соратницы Екатерины Великой. Несколько имений семьи Воронцовых-Дашковых располагались вблизи строящейся Моршанско-Сызранской железной дороги. В здании расположена экспозиция документальных свидетельств 140-летней истории Куйбышевской железной дороги, а также комната дежурного по станции, где разместились дубовая мебель конца XIX века с вензелями «СЗ» (Самаро-Златоустовская железная дорога), манекен в форменной одежде XIX века, телеграфный аппарат Морзе, жезловый аппарат, чайная утварь.

С видео- и фотоматериалами посетители знакомятся в кинозале на 28 мест.

В экспозиционном зале представлены фотографии и документы, повествующие об истории создания и развитии Куйбышевской железной дороги начиная с 1867 года по настоящее время. Особое место занимают стенды с материалами, посвященными работе магистрали в годы Великой Отечественной войны, когда дорогой руководил Борис Павлович Бещев.

На открытой площадке музея, кроме подвижного состава, установлены семафоры и светофоры, узлы ферм старинных металлических мостов, в том числе знаменитого Александровского моста, стрелочный перевод с замком Мелентьева. Контактный провод растянут на различного вида опоры контактной сети. Путевые инструменты разместились на отдельном щите, рядом установлены образцы путевых рельсов выпуска 1873–1949 годов. Путевые знаки установлены у будки путевого обходчика, сложенной из сосновых бревен.

Можно не только увидеть и потрогать руками экспонаты музея, но и представить себя в роли машиниста, облачившись в форму железнодорожника.

Сегодня в экспозиции Поволжского музея железнодорожной техники уже свыше 50 единиц подвижного состава: паровозов, электровозов и вагонов. На каждом — красивая табличка с его историей. За два года эти раритеты увидели свыше 40 тысяч самарцев и гостей столицы губернии. Всего в музее несколько сотен уникальных вещей, в том числе редких архивных документов и фотографий.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна