Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Московский театр на Юго-Западе

Категория: Драматический
Город: Москва
Адрес: г. Москва, пр-кт. Вернадского, д. 125
Телефон: 74954346000
Паспорт объекта
Основатель театра на Юго-Западе Валерий Белякович. В 14 лет он пришёл прослушиваться в «Театр Юных москвичей» (ТЮМ) и вскоре уже играл на одной сцене с Натальей Гундаревой и Сергеем Никоненко, такими же студийцами. В 26 лет Белякович поступил в ГИТИС на курс Бориса Равенских. Тогда же сколотил команду, которая дала жизнь Театру на Юго-Западе.

Первыми артистами этой студии были друзья Беляковича, жившие с ним в одном дворе. А первая премьера состоялась в 1974-м году в клубе «Мещерский» - это была «Женитьба Коли Гоголя». Вторую премьеру играли уже в Востряковской библиотеке, которой в то время заведовал Валерий Белякович. Это был криминальный фарс «Беда» по мотивам «Беды от нежного сердца» В. Сологуба..1 сентября 1977-го года Театр на Юго-Западе открыл свой первый сезон. В труппу вошли артисты из ТЮМа и активисты драмкружка при Востряковской библиотеке. Валерий Белякович поставил цель: выработать единую школу лицедейства, близкую к площадному, народному театру. В качестве истинно «народного» жанра был выбран водевиль, и труппа приступила к репетициям. К уже готовой «Беде от нежного сердца» добавился «Урок дочкам» И. Крылова. Тогда же начал складываться уникальный актёрский ансамбль театра на Юго-Западе. В постановках блистали брат и сестра Виктор и Ольга Авиловы, брат В. Беляковича Сергей и другие артисты, впоследствии прославившие подвальную студию на проспекте Вернадского на весь мир. К своему 10-тилетию, театр на Юго-Западе подошёл с 26-ю спектаклями в афише. В их числе — «Гамлет», булгаковский «Мольер», «Женитьба» Гоголя, «Носороги» Ионеско... Кстати, именно после выпуска запрещённых «Носорогов» на коллектив обратили внимание театральные чиновники.


До этого никто не требовал от режиссёра «сдавать» спектакли специальной комиссии, а после премьеры спектакля по Ионеско в жизни театра начался подцензурный период. Между тем, студия активно гастролировала. Особым успехом у зрителей Японии, США, Южной Кореи, Польши и Финляндии пользовался спектакль «Гамлет». Главную роль в нём исполнял Виктор Авилов. Именно в юбилейный, 10-ый сезон к артисту пришла всенародная известность. Кинорежиссёры обратили внимание на его талант и неординарную внешность и наперебой стали приглашать сниматься. «Господин оформитель», «Узник замка Иф», «Смиренное кладбище». Эти фильмы зрители помнят и любят даже сейчас, когда Виктора Авилова уже нет с нами.


Этапной для театра на Юго-Западе стала постановка трилогии Сухово-Кобылина, осуществлённая в 1988-м году. Спектакль шёл шесть часов с двумя антрактами. На сцене развернулась настоящая «энциклопедия русской жизни», только гротескная и полная чёрного юмора. За исполнение роли Тарелкина Вячеслав Гришечкин был признан лучшим актёром сезона по рейтингу журнала «Театральная жизнь».


В 1991-м художественному руководителю театра на Юго-Западе Валерию Беляковичу было присвоено звание заслуженного артиста России, а сам театр получил статус государственного. Вскоре было выпущено три спектакля, каждый из которых стал событием. Постановка «Ромео и Джульетта» положила начало многолетнему сотрудничеству Беляковича с японскими артистами. Согласившись на предложение поставить спектакль, в котором Капулетти играли бы японцы, а Монтекки — русские, режиссёр не прогадал. Его постановку назвали «победой русской режиссуры в Японии» и признали «лучшим спектаклем 1995-го года». Затем Белякович инсценировал «Мастера и Маргариту», и этот спектакль в одночасье стал культовым. О нём говорила вся Москва, билетов было не достать. А 17-ый сезон открылся премьерой трагедии «Макбет», главную роль в которой исполнил один из лучших актёров театра Валерий Афанасьев. К этому времени стиль режиссуры Валерия Беляковича окончательно сформировался. Открытые эмоции, яркая, гротескная игра, лаконичные постановочные решения.


В третье десятилетие своего существования театр вступил со «Страстями по Мольеру». В спектакле объединились истории Гарпагона (В. Гришечкин) и Журдена (С.Белякович). А вскоре Валерий Белякович обратился к драматургии Чехова и выпустил сразу два спектакля: «Три сестры» и «Чайку», которую он называл «последней „Чайкой“ 20-го века». В сезоне 2001-2002 состоялась первая встреча театра с драматургией Брехта. Валерий Белякович выпустил «Трёхгрошовую оперу». Это была его третья совместная работа с токийским театром «Тоуэн». Членов банды Мэкки-ножа играли русские, бандитов Пичема — японцы. Зонги звучали попеременно на русском и японском языках. Переломным в жизни театра стал 2004 год. Скончался Виктор Авилов, а Вячеслав Гришечкин и Сергей Белякович ушли из труппы. Критики наперебой упрекали Валерия Беляковича в том, что уровень его спектаклей снизился. Было очевидно: в коллективе наметился кризис, который необходимо преодолевать. Тогда Белякович выпустил спектакль «Куклы». Взяв за основу пьесу малоизвестного испанского драматурга, он создал зрелище, не уступавшее по качеству лучшим постановкам театра на Юго-Западе. А сам в финале выходил с проникновенным монологом — таким, что спектакль из фантасмагории с трюками и погонями мгновенно превращался в исповедь и чуть ли не в манифест известного режиссёра.


В последующие годы репертуар театра на Юго-Западе пополнился комедией Рэя Куни «Слишком женатый таксист», «Дракулой» Брэма Стокера, трагедией «Царь Эдип» и целой чередой возобновлений и новых редакций спектаклей, в которых заявило о себе новое поколение театра, в том числе, выпускники актёрско-режиссёрского курса Беляковича в РАТИ. Осенью 2010-го состоялось две премьеры: «Фотоаппараты» и «Аккордеоны». Первый спектакль был поставлен по пьесе Петра Гладилина, а второй создан этюдным методом: артистам для выражения своего внутреннего состояния было разрешено использовать только баяны или аккордеоны. Главная тема — жажда жизни — объединила постановки в дилогию.


В июне 2011 г. Валерий Белякович был назначен художественным руководителем Московского драматического театра имени Станиславского. Своим преемником в театре на Юго-Западе он оставил ведущего актёра труппы Олега Леушина.

Фото
Cпектакли
  • Комедия
  • Валерий Белякович
  • 2008
  • 110 мин

Московский театр на Юго-Западе

  • Драма
  • Валерий Белякович
  • 2008
  • 120 мин

Московский театр на Юго-Западе

  • Трагедия
  • Валерий Белякович
  • 2009
  • 145 мин

Московский театр на Юго-Западе

  • Драма
  • Валерий Белякович
  • 2004
  • 163 мин

Московский театр на Юго-Западе

  • Драма
  • Валерий Белякович
  • 2007
  • 181 мин

Московский театр на Юго-Западе

Мастер художественного слова - Игорь Ильинский

Любимые роли советского актера

Гений русского футуризма

Владимир Маяковский, «Ночь»

«Боже, какой типаж!»

Видеоподборка самых ярких ролей Михаила Пуговкина

Колыбельная из кинофильма «Романс влюбленных»

В день рождения Валентины Толкуновой

Для тебя, Москва!

Столичные улицы в кино

Монолог о счастье

В день рождения Андрея Мягкова

«Искусство - это прежде всего состояние души»

Вспоминаем полотна известного авангардиста Марка Шагала

Любимый живописец Александра II

Вспоминаем полотна Константина Маковского

Легенда ХХ века - Анна Ахматова

Вспоминаем лиричное стихотворение номинантки на Нобелевскую премию

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

С уникальными историческими документами смогут познакомиться все желающие.

Подробнее

В подборке портала «Культура.РФ» — интересные культурные события в Москве в эти выходные.

Подробнее

Реставрация сооружения в стиле советского модернизма пройдет впервые.

Подробнее

Посетители увидят сценические костюмы, фотографии, афиши и другие уникальные экспонаты.

Подробнее

Зрителям покажут необычные световые скульптуры и инсталляции.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть