Балет «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» многогранен по форме и стилю, образовывая при этом целое, в котором каждая грань зависит и отталкивается от другой. В основном в этом произведении переплетаются четыре линии: тема Мастера-художника, его великое самоутверждение через возвышенную любовь; легенда о пророке Иешуа и прокураторе Пилате; тема сатаны в олицетворении Воланда; линия общественной критики, которая безжалостно осуждает.
«Мастер и Маргарита» — это симфония, в которой все темы в сумме подчинены одной идее — вере в человечность, проявляющейся в существовании и борьбе противоположностей. В финале звучит мысль «рукописи не горят» –человеческое созидание, являясь продуктом человеческой жизни, вечно. В этом произведении ощущается острый болевой порок. Создавая этот роман, Булгаков будто предчувствовал, что пишет последнюю свою книгу, и вместил в него все свои муки, веру и надежду.