Выставка «В память о прошлом на будущее. Послевоенный дар Эрмитажа Екатеринбургскому музею изобразительных искусств»

Событие завершилось
6+

1 апреля 2016 года Екатеринбургскому музею изобразительных искусств исполнится 80 лет. В рамках празднования юбилея одного из крупнейших художественных музеев Урала состоится несколько крупных мероприятий, в том числе − открытие масштабного выставочного проекта «В память о прошлом на будущее. Послевоенный дар Эрмитажа Екатеринбургскому музею изобразительных искусств». После окончания Великой Отечественной войны, в знак признательности за оказанную поддержу и помощь в спасении эвакуированных сокровищ, Государственный Эрмитаж передал в фонды Екатеринбургского музея изобразительных искусств десятки замечательных произведений античной керамики и стекла, западноевропейской и отечественной живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Поступившие из Эрмитажа предметы легли в основу многих музейных коллекций и стали украшением его постоянных экспозиций, однако значительная часть произведений ранее не экспонировалась.

Впервые более двухсот предметов этой части музейного собрания будут представлены в одном выставочном пространстве, что позволит зрителю совершить своего рода экскурс во всеобщую историю искусств.

На выставке практически полностью будет продемонстрирована коллекция искусства античного мира. Большую ее часть составила керамика — светильники, сосуды различных форм и предназначений, терракотовые статуэтки, также можно будет познакомиться с предметами античного стекла. Из представленных в экспозиции изделий самым ранним является ариабалл, созданный в Аттике в VI веке до нашей эры. Интерес представляют несколько экспонатов ритуального характера − арибалические и сетчатый лекифы IV века до нашей эры, ряд бытовых предметов — канфар, ойнохойя, килики V-IV веков до нашей эры. О развитии стеклоделия позволяют судить сосуды для различного использования. Это и изготовленные для благовоний алабастр и амфориск, выполненные в технике сердечника в V веке до нашей эры, и бальзамарий, созданный при помощи стеклодувной трубки уже в IV веке нашей эры. Из огромного количества типов античных сосудов в екатеринбургском музее представлена лишь небольшая часть, но даже она позволяет получить впечатление от многообразия форм и назначений античной керамики и стекла.

Западноевропейская и отечественная живопись и графика составляют более чем три десятка произведений. В их числе − картины русских художников А.И. Мещерского, И.И. Шишкина, Г.И. Семирадского, а также работы иностранных мастеров, работавших в России в XVIII веке − пастельный «Женский портрет» Поля Жозефа Барду и «Девушка с цветком в волосах» Пьетро Ротари.

Голландский портретный и пейзажный жанры XVII века будут показаны подписной и датированной работой Хендрика ван дер Влита «Женский портрет» и «Бурей» Симона де Влигера. Подлинной жемчужиной выставки станет подписной вариант картины фламандского живописца XVII века Жака Йорданса «Мелеагр и Аталанта».

В разделе итальянской живописи будут экспонироваться редчайшие произведения искусства XIV-XVI веков − «Мадонна с младенцем» флорентийской школы XIV века и подписной «Воскресший Христос» Марко Базаити XVI века, «Поклонение младенцу» круга итальянского художника XV круга Майнарди, «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Архангелом Гавриилом» неизвестного художника итальянской школы XVI века. Здесь можно будет увидеть и крупноформатные полотна итальянских художников XVII века — Филиппа Петера Рооса (Роза да Тиволи) «Стадо» и «Каин и Авель» школы Луки Джордано.

Немецкая школа будет продемонстрирована первоклассными работами, из которых выделяется выполненный на медной доске «Портрет старухи» Бальтазара Деннера из коллекции Строгановых. В разделе французской живописи экспонируются картины художников XIX века Шарля Ланделя и Эжена Жиро из собраний Дурново и Юсуповых. Произведения бельгийских художников XIX века редко встречаются в музейных собраниях, тем интереснее включенная в экспозицию подписная и датированная картина «Мать с ребенком» Констана Ваутерса, находящаяся ранее в коллекции императрицы Марии Александровны, жены Александра II.

Выставку разнообразят и украшают произведения скульптуры, созданные в конце XVIII — начале ХХ веков западноевропейскими и русскими мастерами. Некоторые из них долгое время не экспонировались, и теперь их вновь можно будет увидеть в залах музея. В состав выставки войдут произведения из дерева, мрамора, бронзы, представляющие разные сюжеты и эпохи. Среди самых выразительных работ — мраморные скульптуры известного римского мастера-неоклассициста, ученика Бертеля Торвальдсена, Луиджи Бьенэме (1795-1878) и популярного в конце XIX — первой воловине ХХ века флорентийского скульптора Фердинандо Вики (1875-1941). Кроме того, впервые будут выставлены вместе парные кабинетные бронзовые отливки, выполненные по моделям знаменитых статуй Гийома Кусту Старшего «Кони Марли», украшавших в свое время королевскую резиденцию в пригороде Парижа, а ныне хранящихся в Лувре. Русская школа будет представлена небольшой изящной мраморной работой первой в России женщины профессионального скульптора Марии Диллон.

В разделе декоративно-прикладного искусства особое внимание будет уделено мебельному искусству XVI-XIX столетий. Здесь планируется выставить часть мебельного гарнитура из приданого великой княгини Марии Николаевны по проекту Огюста Монферрана, кресло из мастерской придворного мебельщика императора Наполеона I, созданный в Северной Европе ренессансный шкаф резного дуба, а кроме того, образцы разных волн стиля неорюсс, предметы мебели прихотливого второго рококо и лаконичного классицизма. Искусство фарфора будет представлено работами мастеров крупнейших фарфоровых производств XVIII-XIX столетия (завода Гарднера и Императорского фарфорового завода, королевских мануфактур Мейсена и Берлина, Севра и Вены). Среди экспонатов художественного стекла обратят на себя внимание редчайшие предметы из сервиза графов Бобринских (конец XIX — начало XX века) и удивительной красоты хрустальная ваза (Россия, Императорский стеклянный завод, 1912). В небольшой коллекции бронзы музей покажет редчайшие отливки французских художников Луи Томира и бронзолитейни Суайе и Анж, русские дворцовые предметы (канделябры с хрусталем и чашу с малахитом).

В экспозиции отведено место и коллекции прикладного искусства Китая второй четверти XX века, где можно выделить несколько наиболее ярких направлений. Предметы фарфора, являющиеся частью одного сервиза, наглядно демонстрируют художественную специфику фарфорового производства Китая, заключающуюся в простоте форм и оформлении цветочными композициями. Внушительных размеров ваза из обожженной красно-коричневой глины представляет редкий для музейных собраний пример керамики Китая второй четверти XX века.

Оригинальностью и высоким уровнем исполнения отмечены украшения из серебряной и позолоченной филиграни. Брошь, клипсы с подвесками, сплетенные из тончайшей проволочки в форме цветов или предметов туалета, украшены лаконичными серебряными капельками-бусинами и стилизованным изображений дракона. Серебряная шкатулка демонстрирует широкую популярность, которую приобретает изготовление предметов из драгоценных металлов и их инкрустация пластинами из резного камня или коралла в жанре «цветы-птицы». Пепельница, выполненная в технике перегородчатой эмали, демонстрирует более сдержанный характер композиции и колорита по сравнению с более ранним периодом развития этого направления искусства.

Дополнят экспозицию замечательные образцы редкой книги — два коронационных альбома, освещающие торжества восшествия на престол российских императоров Александра II (1856) и Николая II (1896). Эти издания, ставшие библиографическими редкостями сразу после выхода в свет, являются признанными шедеврами печатного искусства второй половины XIX века и ценнейшими документальными свидетельствами эпохи. «Описание Священного коронования…» Александра II, книга поистине монументальных размеров, а также двухтомник «Коронационного сборника» Николая II поступили в собрание музея в 1996 году из дублетного фонда Научной библиотеки Государственного Эрмитажа. Роскошно изданные церемониальные альбомы были призваны прославлять мощь и величие России, нерушимость ее самодержавной власти. Книги не предназначались для продажи, были выпущены ограниченными тиражами и распространялись в качестве памятных подношений среди представителей русской и европейской аристократии и высших сановников. Лучшие художники своего времени привлекались к художественному оформлению и иллюстрированию коронационных альбомов, которые обретали облик роскошных фолиантов в передовых отечественных и зарубежных типографиях.

К началу работы выставки будет издан полный иллюстрированный альбом-каталог, который включит в себя анализ переданной музею коллекции, научно обработанные и систематизированные данные о составляющих ее художественных ценностях и аннотированные репродукции.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна