Выставка «Давайте жить весело!». Страницы истории русской эстрады. Первая половина XX века»

Событие завершилось

На выставке будет представлено около 250 редких экспонатов — эскизы костюмов и декораций, афиши и программы, мемориальные предметы, книги, рисунки, уникальные шаржи, ноты, фото– и видеодокументы. Посетители услышат редкие записи из фонотеки музея.

Эстрада менялась и развивалась вместе со временем и страной, становясь площадкой для поиска новых ярких, выразительных средств. Театр русской эстрады — часть истории русского драматического театра. Его истоки исходят к площадному театру, злободневному, остроумному театру скоморохов, Петрушки.

Уже на рубеже XIX–XX вв. в первых кабаре-клубах — знаменитой московской «Летучей мыши», возникшей в недрах МХТ, петербургской «Бродячей собаке» и многих других, где собирались актёры, поэты, писатели, художники, композиторы, — рождалось неповторимое лицо российской эстрады. В атмосфере остроумия, творческой раскованности, импровизации возникла идея театра, объединяющего драму, музыку, поэзию, танец, эксцентрику.

После революции 1917 г. эстрада обратилась к новым художественным средствам: буффонаде, сатире, гротеску. На смену камерной атмосфере кабаре пришли Театры революционной сатиры (Теревсаты). Знаменитые «Народная комедия» под руководством Сергея Радлова и «Вольная комедия», главным режиссёром которой был Николай Петров, создали новый театр малых форм, умело сочетая развлечение публики и политическую агитацию. Самобытным явлением времени стала мастерская Николая Фореггера (МАСТФОР), режиссёра, имя которого ставилось в один ряд с именем Всеволода Мейерхольда. В МАСТФОРе пародировались спектакли академических театров, что дало развитие новому виду эстрадного искусства, — мюзик-холлу, сочетавшему музыку и пластику.

Большое внимание на выставке уделено театральному объединению «Синяя блуза», появившемуся в 1923 г. по инициативе Бориса Южанина. С синеблузниками сотрудничали композиторы, актёры, режиссёры, художники, многие талантливые литераторы, прежде всего, Владимир Маяковский. В экспозиции можно прочесть тексты обозрений и частушек, исполняемых коллективами синеблузников, увидеть работы Нины Анзимировой и Нины Айзенберг, которая придумала для артистических костюмов специальный приём аппликаций, позволявший актёрам мгновенно перевоплощаться на сцене.

Первая половина XX века подарила миру множество театральных объединений и блистательных артистов, создавших неповторимые эстрадные жанры.

«Театр двух актёров» неразрывно связан с именами Александра Менакера и Марии Мироновой. «Театр песни одного актёра», родоначальниками которого были Фёдор Шаляпин, Александр Вертинский, Леонид Утёсов, получил продолжение в творчестве Варвары Паниной, Анастасии Вяльцевой, Надежды Плевицкой, Петра Лещенко, Лидии Руслановой, Изабеллы Юрьевой, Аллы Баяновой, Клавдии Шульженко…

Особое место в истории российской эстрады принадлежит Аркадию Райкину, в творчестве которого соединились лучшие черты эстрадного театра начала XX в.

Выдающиеся деятели эстрадного искусства первой половины XX века, выступая с призывом «Давайте жить весело!», доказывали, что нет высоких и низких жанров. Любой жанр требует мастерства, высокого уровня культуры и хорошего вкуса.

Театральный музей им. А.А. Бахрушина благодарит Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки и частных коллекционеров за предоставленные для выставки экспонаты.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна