Выставка «Аммониты — странники древних морей»
В Музее природы Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника открылась выставка «Аммониты — странники древних морей», на которой представлены окаменевшие раковины аммонитов из коллекции жителя города Москвы Дмитрия Буева.
Около 162 млн лет назад в результате повышения уровня мирового океана море затапливает территорию теперешней Центральной России, в том числе и Владимирской области. Морской бассейн существовал здесь около 17 млн лет, в течение оксфордского, кимериджского и с небольшим перерывом волжского веков конца среднеюрской эпохи. Дно этого моря изобиловало скалами, сложенными из известняков каменноугольного периода.
Меловой период стал вообще рекордным по количеству смен моря и суши на земле теперешней Центральной России. Целых 65 млн. лет продолжались такие геологические процессы, и только 80 млн. лет назад море окончательно оставило эти территории, ставшие континентальной равниной.
Во времена, когда это пространство ещё представляло собой морской бассейн, с глубинами до 100 м., там обитали морские ежи, брюхоногие моллюски, раки, а в толще воды и у дна жили многообразные головоногие моллюски-аммониты — совершенные, ныне полностью вымершие древние морские организмы.
Аммониты — одна из самых многочисленных и очень разнообразных групп животных юрских и меловых морей. Их раковины причудливых форм с удивительной скульптурной поверхностью, украшенной рёбрами, шипами, зернистостью, пережимами, часто встречаются в отложениях юрского и мелового возраста. Особенно красивы экземпляры с сохранившимся перламутровым слоем.
Аммониты имели плоскую, спиральнозавитую раковину, состоящую из нескольких оборотов. Жилая камера, где помещалось тело животного, самая большая: она могла занимать 0,5-2 оборота. Внутри раковина изогнутыми перегородками была разделена на серию камер, через все перегородки проходил трубчатый тяж-сифон. Камеры через сифон заполнялись то водой, и животное опускалось в глубину, то воздухом, когда надо было всплыть. Таким образом эта живая древняя «подводная лодка» регулировала свою плавучесть.
Находки отпечатков мягкого тела моллюска до сих пор не известны, хотя внутри некоторых раковин обнаружены челюсти и радула (тёрка). Считается, что только часть мягкого тела находилась внутри раковины, значительное время голова, окружённая щупальцами, высовывалась из раковины. Щупальца, а их предположительно было 8-10, служили для захвата пищи и передвижения по дну. В момент опасности животное втягивало голову внутрь жилой камеры. Аммониты жили стаями и служили добычей для крупных рыб и морских рептилий. По способу питания аммониты были хищниками, падальщиками и растительноядными. Были плавающие и ползающие по дну формы.
Группа очень быстро эволюционировала, на протяжении геологических веков виды сменялись многократно, и для каждого века были характерны свои роды этих животных. Так, в Рязанской области, в карьерах предприятия «Михайловцемент», обнаружено огромное разнообразие раковин аммонитов прекрасной сохранности. Это место «паломничества» многих любителей ископаемой фауны. В разных слоях встречаются определённые, характерные только для данного геологического века (когда формировался слой) роды аммонитов, а виды сменялись в течение века десятки раз! Поэтому некоторые из них могут служить прекрасными датирующими ископаемыми для самых мелких подразделений юрской и меловой систем.
Окаменевшие раковины аммонитов чаще всего находят по берегам рек, где течением вскрываются древние отложения. Огромные волжские водохранилища, построенные во времена СССР, иногда называют «морями». Одно из самых крупных — Рыбинское, волнение его воды в ветреную погоду очень напоминает морской прибой, волны размывают и обрушивают берег, обнажая древние раковины, поэтому там часто находят много интересных и редких раковин аммонитов.
Юрские глины и меловые пески хранят тысячи раковин аммонитов. Уже в XIX веке началось изучение аммонитов в Москве: их раковины издавна и регулярно находят в ручьях Филёвского парка, в Бронницах, на берегах Москвы-реки и в других местах. Очень часто аммониты обнаруживаются при прокладке новых тоннелей Московского метрополитена. Сейчас молчаливые «подземные жители Москвы» хорошо изучены.
Подобные находки имеют место и во Владимирской области, раковины аммонитов встречаются на берегах реки Клязьмы непосредственно в черте Владимира. Поиски можно вести не только на берегах рек, а также в оврагах и карьерах, но эта работа далеко не всегда оканчивается находкой сохранившейся и, главное, — целой раковины. Но когда повезёт, лопату, зубило и молоток сменяют игла и кисточка, а в музеи и частные собрания поступают новые экспонаты.