Показать на
карте
Выставки

Книжно-иллюстративная экспозиция «Золотой век испанской литературы»

С 18 января по 18 марта

Золотой век Испании продолжался с середины XVI до середины XVII столетия. То было время великого богатства, обеспеченного золотом новооткрытой Америки, и страшной нищеты – следствия роста цен, вызванного тем же золотом; время великого религиозного подъема и жестоких казней, великих военных побед и не менее сокрушительных поражений. С этим периодом времени связан расцвет испанской классической литературы, метафорически названный Золотым веком в испанской литературе.

Произведения, представленные в экспозиции, отражают творчество самых значительных испанских авторов Золотого века в изданиях, наиболее близких по времени к написанию произведений.

К одному из первых достижений литературы Золотого века относится появление в испанской и мировой литературе нового жанра – жанра плутовского романа, позволявшего писателям показать жизнь всего общества в ее самых разнообразных проявлениях. Один из самых знаменитых романов этого жанра – «Гусман де Альфараче» (1599-1604) Матео Алемана – представлен в экспозиции голландским изданием конца XVII века.

Середина Золотого века стала вершиной расцвета испанской литературы. В это время творили Мигель де Сервантес и Лопе де Вега. Роман Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот из Ла-Манчи» (1605-1615), положивший начало всей литературе Нового времени, имеется в Библиотеке иностранной литературы в ряде изданий, начиная с XVIII века, как в оригинале, так и в переводах на другие языки. Стоит особо отметить французское издание 1863 года с иллюстрациями Гюстава Доре, а также два миниатюрных издания «Дон Кихота», опубликованные в Париже в 1827 г. и в Мадриде в 1952 г. Великолепно иллюстрированным изданием 1783 года представлены «Назидательные новеллы» Сервантеса.

Сочинения современника и соперника Сервантеса – создателя национального театра Лопе де Веги – представлены четырьмя прижизненными изданиями. Рядом с ними можно увидеть издания других выдающихся драматургов начала XVII в.: Фелипе Годинеса, Тирсо де Молины (в составе многотомного собрания испанских пьес) и Педро Кальдерона де ла Барки. Издания Кальдерона даны также в русских переводах К.Н. Бальмонта, благодаря которым творчество испанского автора вошло в русскую культуру.

Поэзия «золотого» столетия отмечена значительными изменениями поэтического языка и попытками создания национальной эпопеи, самой удачной из которых оказалась поэма Алонсо де Эрсильи «Араукана» (1569), посвященная войне с восставшими индейцами Чили. В экспозиции – издание поэмы 1776 года. В лирике начала XVII в. испанские поэты Луис Гонгора, Франсиско Кеведо и другие создают изысканный и темный стиль барокко. Библиотека иностранной литературы имеет первое издание сборника Гонгоры «Поэмы уединения». Собрание сочинений Кеведо (Барселона, 1702) происходит из библиотеки тирольских графов Вельсберг, а собрание Гонгоры (Брюссель, 1659) – из коллекции графов Йорк фон Вартенбург, куда, возможно, попало из библиотеки немецкого писателя Людвига Тика.

К завершающему этапу литературы Золотого века относятся трактаты писателя-моралиста Бальтасара Грасиана, которые в Испании выходили под именем его двоюродного брата Лоренсо. Сочинения Грасиана были хорошо известны и в Европе. В экспозиции представлен французский перевод «Человека двора» 1685 года. Духовные сочинения св. Терезы Авильской представлены французским переводом 1690 г. и факсимильным воспроизведением издания 1588 г.

Контакты
Дата и время проведения
Событие завершилось

Смотрите также

Спектакль «Конек-Горбунок»
до 24
февраля
13:00
Для детей
от 300 руб.
Знакомый и любимый многими сюжет с расширенной сюжетной линией.
Московский культурный фольклорный центр под руководством Людмилы Рюминой
Спектакль «Восемь любящих женщин»
до 30
марта
21:50
Литература
от 200 руб.
Классическая детективная история Робера Тома.
Государственный академический Малый театр России - Сцена на Ордынке
Спектакль «Правда − хорошо, а счастье − лучше»
до 30
марта
21:45
Комедия
от 200 руб.
Комедия в четырех действиях по пьесе А. Н. Островского.
Государственный академический Малый театр