Опера «Леонора»
Судьба оперы складывалась очень драматично. Крайне неудачные обстоятельства премьеры на сцене Theater an der Wien в 1805 году и смелость оперного мышления композитора, к которому венская публика оказалась не готова, закрыли оригинальной версии путь на сцену. Лишь благодаря настойчивым уговорам друзей и почитателей, которые не могли смириться с тем, что «Леонора» больше не увидит света рампы, Бетховен согласился сделать новую редакцию оперы, получившую название «Фиделио» (1806). Ее судьба оказалась ненамного завиднее первой. И лишь в третьей редакции, завершенной в 1814 году, опере удалось завоевать успех.
Бетховен добился признания как оперный мастер, однако его собственной рукой партитура была «исполосована» купюрами и переделками буквально вдоль и поперек. С одной стороны, опера стала короче, динамичнее, образы — яснее. Но вместе с длиннотами ушли многие красоты, а с ясностью пришла большая однозначность и плакатность.
В Камерном музыкальном театре опера предстанет в своем первозданном виде — без компромиссов и уступок, которых потребовали от самобытного бетховенского гения условности жанра и сцены той эпохи. Идея постановки «Леоноры» в редакции 1805 года принадлежит музыкальному руководителю театра Геннадию Николаевичу Рождественскому, который и выступает в качестве дирижера-постановщика.
Вневременные идеи оперы — пристрастность и жестокость власти, одержимость мщением, страстная жажда свободы и справедливости и, конечно, спасительная сила любви — в спектакле найдут отражение в образах недавнего прошлого и настоящего. При этом единственным отступлением от оригинального текста партитуры станет отказ от разговорных диалогов, качество которых, впрочем, позволяет без сожаления с ними расстаться.