Выставка «Картина костюма»
Наследнице двух крупных отечественных художественных традиций — сценографии и московской школы станковой живописи — удалось коснуться нескольких областей искусства: живописи и оригинальной графики, театрального и повседневного костюма, создания серии авторских кукол. Итогом стало удивительное сочетание классических основ и интереса к эксперименту с техниками и формами. Многому научилась она у своих родителей — известных живописцев и графиков Владислава Федорова и Тамары Осиповой, и, конечно, у своего учителя Веры Фаворской, выпускницы ВХУТЕМАСа, ученицы Абрама Архипова, Константина Коровина, Роберта Фалька.
Яркую, зрелищную экспозицию составят более 100 графических работ, коллажей и сценических образов. Стержнем выставки станут эскизы костюмов, первые из которых были созданы в 70-х годах XX в. Часть эскизов демонстрируется первые.
Экспозиция выставки состоит из шести условных разделов: «Театральный костюм», «Балет», «Эстрада», «Сценические костюмы для ансамблей», «Графические композиции» и «Мода».
В каждом разделе представлены наиболее значимые работы Марии Федоровой: эскизы костюмов к драматическим спектаклям в Театре им. К.С. Станиславского и других, документы из архива семьи, связанные с Большим театром, где успешно работала мать художника, материалы о знаменитом панно «Балет» (создано для Российского культурного центра Посольства РФ в Вашингтоне), костюмы для солистов Государственного эстрадного оркестра РСФСР под управлением Леонида Утёсова, оркестра русских народных инструментов «Боян», ансамбля «МИФ».
Особое место на выставке отведено работам для ансамбля «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной, таким как «Народные», «Казачьи», «Скороговорки», «Рабочие и колхозницы», «Игрушки», «Красный распев», «Фолк-Рок», «Ностальгия», «Ситцы». Они — плод тридцатилетнего творческого сотрудничества Марии Федоровой с ансамблем. В этом же разделе представлены подлинные костюмы из разных коллекций.
Все графические композиции Марии Федоровой так или иначе связаны с костюмом: многофигурные «Ветры тридцатых», «Рабочие и колхозницы», «Иноземцы в Московии», декоративные листы «Скоморохи», «Птицы Сирин», «Сказочные звери», «Города».
Работы из этих серий представлены в собрании Театрального музея им. А.А. Бахрушина, в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, музея Большого театра, Тульского музея изобразительных искусств, Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Пекинского музея изобразительных искусств, корпоративных и частных собраниях в России и за рубежом.
Посетителей заинтересует «модный» раздел с эскизами, коллажами и костюмами, созданными Марией Федоровой в 1974–1982 гг. в Общесоюзном доме моделей, в который её пригласил Вячеслав Зайцев. Он был руководителем дипломного проекта Марии Федоровой в Московском текстильном институте.
Мир костюма, будь то повседневная одежда или сценический костюм, причудлив и удивителен, он отражает вкусы и идеалы эпохи, отношение к миру, к окружающим людям, взгляды на жизнь и на самих себя. История одежды насчитывает почти столько же веков, сколько и человеческая цивилизация. Сочетание в одной экспозиции инсталляций и эскизов костюмов позволяет создать оригинальное пространственное решение, даёт полное представление об этой области художественной деятельности, помогает проследить жизнь костюма от идеи до воплощения и жизни на сцене.
Обыкновенно мы не отдаём себе отчёта, что все образы литературных героев, исторических и сказочных персонажей, друзей, окружающих людей в нашем сознании облачены в свой неповторимый и красноречивый костюм. Все они складываются в единую картину, в которой каждое произведение становится частичкой общей, постоянно растущей и меняющейся композиции. Костюм театральный и эстрадный, для балета или модного показа, яркое облачение персонажа в станковом полотне — с каждой из этих работ всё больше раскрывается личность автора. И чем шире круг жанров и сюжетов в его наследии, тем богаче и глубже становится психологический автопортрет их создателя.