Выставка «Фотографии и дневники. 1929-1936»
Классика русской литературы — Михаила Михайловича Пришвина знают все. О том, что на протяжении 50 лет он непрерывно вел дневник, до последнего времени знали немногие. О том, что более 30 лет Пришвин страстно увлекался фотографией и много размышлял о природе искусства фотографии, не знает практически никто.
В МАММ/МДФ открывается первая большая выставка фотографий Михаила Пришвина. Она сопровождается выдержками из его дневников, большинство из которых до сих пор не публиковались. Экспозиция построена как мультимедийная инсталляция. Дневниковые записи, связанные с каждым разделом выставки, прочтет великолепный актер, заслуженный артист России Сергей Чонишвили. Благодаря органичной интеграции мобильных решений ALCATEL ONETOUCH, посетители смогут получить доступ к интерактивному гиду «ТВОЙ МАММ» и ознакомиться с аудио-сопровождением экспозиции, передающим настроение и усиливающим эмоциональное восприятие.
Отдельное место в экспозиции занимают уникальные аудио-записи фрагментов самых известных рассказов и повестей Пришвина в исполнении самого автора, созданные при жизни писателя.
Впервые Михаил Пришвин заинтересовался фотографией во время путешествия на Север в 1906 году и свою изданную после поездки первую книгу «В краю непуганых птиц» (1906) проиллюстрировал собственными фотографиями. Впоследствии он вспоминал, как издатель, рассматривая сделанные снимки, спросил, не живопись ли его основное занятие. Тогда у Пришвина в руках оказался фотоаппарат случайно встреченного во время поездки попутчика. Только в 1925 году он наконец-то купил себе фотокамеру и освоил ее. С той поры фотография постоянно сопутствовала его художественному творчеству.
За три десятилетия занятий фотографией М.М. Пришвиным были сделаны тысячи снимков. Н выставке будут представлены самые яркие его серии: «Когда били колокола», «Уралмашстрой», «Дальний Восток», «Соловки», «Беломорско-Балтийский канал», «Портреты» и др.
26 сентября 1929 года Пришвин писал: «И вот у меня фотографический аппарат. Я применяю его для изображения действительности, в том смысле, как и я сам, художник слова, существую для свидетельства. К моему несовершенному словесному искусству я прибавляю фотографическое изобретательство для создания мало-помалу художественной формы наиболее гибкой для изображения текущего момента жизни… Заядлый охотник 2 сентября 1930 года Михаил Пришвин оставляет в своем дневнике запись: «До того я увлекся охотой с камерой, что сплю и все жду, поскорей бы опять светозарное утро…».
Свои фотографии он не надеялся увидеть напечатанными или показанными при жизни, хотя мечтал об этом. А вот дневники, более 120 тетрадей, он вел только для себя, с риском для жизни, когда любая из его фраз во время сталинского режима, могла стать для автора приговором.
Сегодня общепризнанно, что дневники Михаила Пришвина — один из самых значительных документов русской философской, литературной и общественной мысли ХХ столетия. Дневниковые заметки писателя поражают точностью формулировок, болью и горечью, с которой человек, влюбленный в Россию, наблюдал за происходящими в ней трагическими переменами. Он не только фиксировал происходящее, он предвидел и, увы, точно предвидел близкое и далекое будущее. Пришвин не мог не писать этих строк, не мог дистанцироваться от судьбы своей родины и от судеб конкретных людей, стариков и детей, великих мира сего и тех, кто бесследно исчез в нашей совсем недавней истории первой половины XX века.
В своих дневниках Пришвин признавался, что мечтал бы издавать книги, проиллюстрированные своими собственными фотографиями. Из двух тысяч, оставленных им негативов, даже те двести фотографий, которые будут показаны на выставке — значительный вклад в фотолетопись России.
Дневники и негативы бережно хранила жена писателя — Валерия Дмитриевна Пришвина (1899-1979), которая провела колоссальную работу по расшифровке ста двадцати дневниковых тетрадей, их копированию, изучению и публикации. С 1969 года вместе с В.Д. Пришвиной работу над архивом вела Л.А. Рязанова, именно она стала продолжательницей дела публикации дневников.
После кончины Валерии Дмитриевны в 1979 году, в соответствии с ее завещанием, дом в Дунине, в котором хранились дневники писателя, был передан в дар Министерству культуры РСФСР и с 1980 года стал филиалом Государственного литературного музея. Оригиналы дневников М.М. Пришвина были переданы в Российский государственный архив литературы и искусства (с исключительным правом публикации Л.А. Рязановой).
Отдельное место на выставке, занимает раздел, посвященный природе — главной теме литературного творчества Михаила Пришвина. Именно эти фотографии — одни из самых сильных на выставке, лучшие из них можно сравнить с работами великого Карла Блосфельда или знаменитого русского пикториалиста Василия Улитина.
Когда-то Михаил Пришвин писал: «Если уцелеют мои снимки до тех пор, пока у людей начнется жизнь «для себя», то мои фото издадут, и все будут удивляться, сколько у этого художника в душе было радости и любви к жизни». Позволить зрителю ощутить пришвинские радость и любовь к жизни несмотря ни на что — в этом видят свою задачу организаторы выставки: Государственный литературный музей и музей «Московский дом фотографии».