Показать на
карте
Выставки

Выставка «Русские ситцы»

Владимиро-Суздальский музей-заповедник (Спасо-Евфимиев монастырь)
С 4 августа по 9 августа

Посетители выставки получают уникальную возможность познакомиться с национальной традицией и особенностями оформления русских набивных тканей конца ХIХ–XX веков. В состав выставки вошли произведения, находящиеся в собрании уникального Музея ивановского ситца, являющегося подразделением Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина. Большая часть представленных экспонатов ранее никогда не демонстрировалась широкой публике, оставаясь в запасниках музеев, и была известна лишь небольшому кругу специалистов.

Язык текстиля универсален, понятен и близок представителю любой культуры. Ткань не просто утилитарна, ее узоры – часть национальной традиции, а искусство ее украшения является той сферой, где взаимовлияние и взаимообогащение культур Запада и Востока проявляются чрезвычайно наглядно. Это с успехом демонстрируют представленные на выставке экспонаты. Показать ткань как самостоятельный предмет искусства вне бытового контекста, дать возможность посетителям выставки оценить художественные достоинства ткани – главная задача устроителей выставки. В фокусе внимания – набивные ткани. Способ орнаментации тканей при помощи печати рисунков на ее поверхности известен издревле. Технологии меняются, в зависимости от моды меняются и рисунки, но удивительным образом старина возрождается в новом прочтении модных дизайнеров, которые постоянно обращаются к давно забытым узорам и делают их актуальными. Поэтому это путешествие в прошлое и знакомство с национальным наследием и традициями будет интересным и познавательным для современного зрителя.

Дополняют экспозицию подлинные исторические костюмы. Они символизируют широкое бытование ситцев как в городской среде, так и среди обширного сельского населения аграрной России, придерживающегося национальных традиций в одежде.

Самостоятельный раздел выставки состоит из тканей в стиле «модерн». Развитие культуры XIX века завершилось созданием нового художественного стиля. Начинался век, когда национальные художественные культуры стали явственнее приобретать интернациональный характер. Всемирная выставка, устроенная в первый год нового столетия, оказалась выставкой в стиле «модерн». Париж вывел «новый стиль» на пик моды.

У России был свой собственный путь к модерну и свои специфические формы его проявления. Становление модерна по времени (1890–1913 гг.), совпадает с развитием русской текстильной промышленности. В конце XIX – начале XX века ивановский край являлся одним из главных производителей текстильной продукции в России. Конечно, мастера текстильного рисунка старались не оставаться в стороне от современных тенденций и направлений в искусстве. Обращаясь к миру природных форм, искусству прошлого, экзотике Востока, создавали множество ранее неизвестных композиционных решений. Сложился целый мир характерных тем и мотивов, которым в творчестве было отдано абсолютное предпочтение. Типичными для модерна считались фантастические мотивы: стилизованные огромные цветы и ягоды, перья жар-птицы, растения причудливых форм в сочетании с изгибами стеблей, создающих эффект непрерывного роста, скользящего «змеиного движения». Цветовые сочетания раннего модерна, включавшие зеленовато-серые, перламутровые, сиреневато-розоватые оттенки, сохранились на тканях вплоть до начала XX века, контрастируя с локальной цветовой мощью орнаментов, появившихся позднее.

Раритетными экспонатами выставки являются ткани 1920-х – начала 1930-х годов, рисунки которых отличаются полным отказом от «старых» догм в декорировании тканей и введением новых (и стилистически, и содержательно) рисунков, являясь, по сути, смелым новаторским художественным экспериментом.

Основной темой творчества стала наглядная агитация и отображение новой пролетарской идеологии. В композиции текстильных рисунков активно включались элементы советской эмблематики. В качестве мотивов для индустриальных рисунков часто использовали отдельные части различных механизмов, шестерни, колеса, так, что они становились символами преобразований страны. На тканях появились обобщенные изображения самой передовой техники, тракторов и аэропланов. Агитационные ткани характеризуют уникальное явление в текстильной промышленности и являются раритетными даже в музейных собраниях.

Советский период принес в орнаментацию тканей свои особенности. Разнообразие композиций достигается с помощью различных пластических средств и приемов – изменяются раппорт, пропорции, ритмика, динамика, характер симметрии, что, в свою очередь, неизбежно оказывает влияние на характер и настроение орнамента.

В течение многих столетий вырабатывались приемы, которые позволили с наибольшей эффективностью раскрыть достоинства украшенного узором полотна. Одежда, изготовленная из набивных тканей, как правило, отличалась значительным объемом и свободой облегания. Народные традиции в крое одежды позволяли использовать ткани с узором, имеющим различный масштаб раппорта. Оптическое смещение цветов, разнообразные эффекты в игре цветовых пятен придают костюмам живой неповторимый характер.

На выставке представлены костюмы, выполненные ведущими художниками, работающими в этнографическом направлении, – Л.П. Архиповой, М.Г. Мизоновой, В.П. Журовой и другими.

Традиционные русские ситцы являются золотым фондом текстильного искусства, неиссякаемым источником творчества для многих поколений современных художников.

Контакты
Дата и время проведения
Событие завершилось

Смотрите также

Финал конкурса «Солист оркестра»
16
февраля
18:30
Конкурс
от 300 руб.
Концерт финалистов конкурса совместно с Владимирским губернаторским...
Центр классической музыки