Конференция «Семейное чтение: уходящая традиция или вечная ценность?»
Основная тенденция последних лет — утрата исключительной роли чтения в жизни общества. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без чтения немыслима интеграция личности в многонациональную российскую культуру, включающую весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных черт, систем мировоззрения, традиций, характеризующих общество. Поэтому перед библиотеками, образовательными учреждениями и родителями стоит важная задача — воспитать читающего члена общества, пропагандировать чтение среди детей и подростков.
Цель конференции − приобщение детей и родителей к совместному чтению, развитию творческих способностей и удовлетворению их информационных потребностей. Девиз: «Создадим страну читателей!»
Задачи:
1. Изучение информационных потребностей читателей по вопросам семейного чтения,
анализ и разработка актуальных тем информирования.
2. Ориентирование родителей на совместное общение с ребенком в процессе семейного
чтения, стремление подружить детей и родителей с книгой.
3. Совершенствование педагогической образованности, психологической и методической
подготовленности родителей к семейному чтению.
4. Развитие у
детей способности самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
5. Приобщение детей
и родителей к чтению, как средству межличностного общения и развития
способностей к творческому самообразованию.
В наше время, как никогда, семья рассматривается во всем мире как социальная ценность. В природе семейных отношений заложен потенциал становления и формирования личности человека. Сотрудники сельских библиотек, хорошо знающие каждую семью, в своей работе, именно через книгу и чтение могут влиять на микроклимат в семье, выступать в роли социального педагога, организатора чтения. К сожалению, сегодня родители не уделяют должного внимания чтению своих детей.
Родители не знают, какие книги можно порекомендовать своему ребенку, а если рекомендуют, то те произведения, которые сами читали в детстве, но они не всегда интересуют современных детей.
Большинство родителей не посещают вместе с ребенком детскую библиотеку, ссылаясь на свою занятость. Родители дошкольников и первоклассников еще приходят в библиотеку с детьми, а потом они не считают нужным это делать, мотивируя тем, что ребенок может уже самостоятельно выбрать книжки. В большинстве семей не обсуждают прочитанных книг.
Что касается семейных мероприятий в библиотеке, то родители боятся показаться не читающими и отказываются посещать их. Сотрудники библиотеки решили провести с родителями конференцию и обсудить роль книги в интеллектуальном развитии наших детей. Библиотекари справедливо считают, что одним из важных факторов влияния семьи на развитие и формирование личности ребенка является педагогическая культура родителей, уровень их образования, а также их подготовленность к руководству детским чтением. Станет ли в будущем маленький человек большим читателем, во многом зависит от семьи, в которой он воспитывается.
Вопросы
для обсуждения:
1. Что,
как и когда читать с ребёнком, чтобы воспитать его увлечённым читателем. Советы
по чтению;
2. «Дерево
книжных предпочтений». Любимые книги родителей в детстве;
3. Что
мешает семейному чтению?
4. «Предлагаем
поиграть». Варианты игр с книгами.
Книжная выставка «Как хорошо уметь читать…» была предложена родителям, заинтересованным в грамотном овладение ребенком навыком чтения. Представленные на выставке издания помогают взрослым правильно организовать и провести с ребёнком совместные занятия, направленные на формирование навыка чтения».
Конкретные
ожидаемые результаты:
— повышение
качественных и количественных показателей работы библиотеки (увеличение
количества читателей, книговыдачи и средней посещаемости в библиотеке);
— повышение престижа книги, чтения, библиотеки;
— формирование
любви к книге и чтению у детей;
— возрождение традиции семейного чтения;
— развитие творческих способностей детей.