Выставка «Первая встреча»
Усадьба как феномен русской культуры всегда влекла художников — и любителей, и профессионалов. Пушкинские ландшафты, художественное освоение которых произошло еще в XIX веке, находят отражение в графических и живописных произведениях мастеров современности. Жанр пейзажа занимает особое место в коллекции изобразительного искусства музея-заповедника. Это усадебные виды и образы деревни, виды Святых Гор и уголков Псковской губернии. Данный раздел экспозиции представлен именами псковского художника Валентина Михайловича Васильева (1940-1986), петербургской художницы Маргариты Яковлевны Соколовой (1946-2007) и работами эстонских художников — участников ежегодных пленэров в Пушкинском заповеднике. Среди художественных итогов пленэра — значительное число музейных интерьеров, в которых отражается мир Пушкина и вещи, создающие образ Дома поэта. Формирование коллекции современных произведений искусства, тематически связанных с жизнью музея, является традиционным направлением комплектования музейных фондов.
Продолжает пополняться музейная коллекция книжной графики. Знакомство с текстом в детстве начинается с иллюстрации. Этот жанр позволяет ребенку прикоснуться к слову. На выставке иллюстрация представлена офортами народного художника России, иллюстратора детской книги Бориса Аркадьевича Диодорова. Мир русской усадьбы первой половины XIX века раскрывается в работах к трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Графические листы позволяют вести рассказ о мире детства («Счастливая, счастливая пора детства!..»), о повседневных занятиях, путешествиях, основах православного воспитания.
Фотоматериалы первого послевоенного десятилетия с видами Пушкинского заповедника дополняют иконографию пушкинских мест, представляя раздел комплектования, связанный с историей музея в ХХ веке.
Экспозицию дополняют тиражные станковые скульптурные портреты поэта и коллекция сувенирных нагрудных значков с пушкинской тематикой.
Особое место в экспозиции занимает издание 1784 года восьмого тома «Английских писем, или истории мисс Клариссы Гарлоу…» Сэмюэла Ричардсона. Это литературное произведение упоминается в «Евгении Онегине» и переписке Пушкина.