Лекция: История возникновения скрипки. Ребек
Праобразом скрипки многие исследователи считают синтез таких инструментов, как ребек, гитарообразный фидель и смычковая лира, возникших в Европе примерно в XIII — XV веках.
Ребек пришел в Европу со Среднего Востока. Он гораздо старше скрипки, поскольку был известен уже в двенадцатом веке. Ребек — старинный смычковый струнный инструмент, повлиявший на формирование инструментов всего скрипичного семейства. Происхождение точно неизвестно, возможно в позднем средневековье в Испанию ребек занесли арабы, либо арабы познакомились с ним уже после покорения Испании.
Пик популярности на этот инструмент пришелся в средние века, а также в эпоху Возрождения.
Внешне ребек похож на вытянутую скрипку. У него нет тех резких изгибов, которые присущи корпусу скрипки. У ребека деревянный корпус грушевидной формы, верхняя сужающаяся часть которого переходит непосредственно в шейку. На корпусе располагаются струны с подставкой, а также резонирующие отверстия. На грифе находятся лады и настроечные колки. Венчает гриф оригинальный завиток, являющийся визитной карточкой ребека. Две или три струны инструмента настроены по квинтам. Ребек — один из первых инструментов, на котором стало принято играть смычком.
Инструмент отличается довольно компактными размерами. Его общая длина не превышает шестидесяти сантиметров. Интересен факт, что один из потомков ребека назывался «покет», что в переводе с французского означает «маленький карман». Этот инструмент отличался такими миниатюрными размерами, что с легкостью помещался в кармане учителя танцев. Затем во время репетиции или бала учитель вел партию, аккомпанируя на покете.
На ребеке когда-то играли на ярмарках, улицах, но также в церквях и во дворцах. Величайшие художники Возрождения писали ангелов и святых, игравших на ребеке: и Рафаэль, и Джотто, и Фра Беато Анджелико. Инструмент был достаточно популярным, и все же репутация у ребека, похоже, была двойственная. Парадоксы привели к тому, что однажды оказалось, что хотя ребек был когда-то достаточно хорош для того, чтобы на нем играли ангелы и святые, но недостаточно — для того, чтобы на нем играли и его слушали приличные люди. Постепенно он стал уличным инструментом. А потом взял и вовсе исчез.
Хотя как исчез? Во-первых, неравнодушные люди и в 20 веке делали реконструкции, а во-вторых — может быть, мы какие-то черты этого инструмента чувствуем, когда играем на скрипке?
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.