«Рисунок танца, как одно из выразительных средств в хореографии»
История говорит нам о том, что возникновение рисунка танца произошло еще несколько лет до нашей эры, когда человек учился жить на нашей планете. Впервые рисунок танца отразился в танце первобытного человека тогда, когда люди в ритуальном танце образовали единый круг у костра. В древности, в период зарождения танцевальной культуры, почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного, свадьба. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танец использовался людьми как часть религиозных ритуалов и общественных праздников. Первобытные танцоры, ощущая себя в единстве с потоком космической энергии, верили, что танцевальные движения, фигуры и жесты помогают контролировать природные стихии, невидимые силы космоса. Эта вера легла в основу сложного символизма древних танцев, призванных заклинать дождь и солнце, плодородие, военный успех, рождение детей, избавление от несчастий, призывать милосердных духов и умиротворять злых. Круговые танцы и хороводы символистически изображали циклические движения солнца и луны или смену времён года; хороводы с переплетением символизировали движения созвездий. Танцы вокруг какого-либо объекта концентрировали энергию этого объекта или символизировали его защиту. Шаманы кружились подобно планетам, вытягивая руки вверх, призывая энергию космоса к себе или опуская вниз, чтобы направить её в землю. Танцы в шкурах или в костюмах, изображавших животных, в птичьих масках были попыткой привлечь птиц и животных, отработать охотничьи приёмы. Копируя движения животных, первобытные люди пытались проникнуть тем самым в душевное состояние этого животного, понять его “суть”, что значительным образом помогало первобытным людям при охоте, а следовательно являлось необходимостью для выживания. В охотничьих плясках мужчины тренировали свою наблюдательность, учились выслеживать зверя, маскироваться, то есть в танце происходила психологическая и физическая подготовка, что способствовало удаче в охоте. Что касается женских обрядов, то они принадлежали к числу наиболее распространенных в искусстве верхнего палеолита. Постоянная обработка земли, посадочные работы, уборка урожая и измельчение зерна отразились на руках женщин. Женщины готовили пищу и растили детей в ожидании мужчин с охоты, содержали в порядке хозяйство, занимались рукоделием, ухаживали за скотом, являлись хранительницей очага, так как жили в пещерах и разводили там огонь. Первобытные люди использовали все возможные выразительные средства, в том числе и рисунок танца. В древние времена наиболее развитым в композиции танца был именно рисунок, хотя он часто был незамысловатым. Большое значение в развитии рисунка танца древних народов имела импровизация. Танцы шаманов, дошедшие до наших дней, подтверждают это.
Рисунок танца из времен обрядов и поклонений божествам перешел в Средневековье (XII — XV века). Основные движения и рисунки, придворные танцы брали из народных, только для бального исполнения они видоизменялись в соответствиями правилами этикета. Во время раннего средневековья основным рисунком танца был хоровод, который сопровождался шагами, изредка прыжками и пением самих танцоров. Хоровод — это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Основное построение хоровода — круг, его круговая композиция (подобие солнца) и движение по ходу солнца (хождение за солнцем — «посолонь») берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу Солнца — Яриле. Хороводы отражают особенные черты нашей народности — самобытность, радость, творческую силу и восторг. Также хоровод — это своеобразный символ красоты движения, красоты окружающего мира и, красоты человеческой. В хороводе всегда проявляется чувство единения и дружбы. Хоровод всегда был событием в жизни русского народа.
Далее, по ходу истории на смену Средневековью приходит Возрождение или Ренессанс (XV — XVII века), характеризующийся высвобождением культуры из-под власти церкви, что способствовало расцвету танцевального искусства, из греховного, недостойного занятия, в обязательную принадлежность светской жизни. На смену композиции с хороводным или линейным рисунком танца приходят бальные или дуэтные танцы в основу которых входят фигуры, быстрая смена эпизодов, pas chassé, Pas double chassé, Pas balancé с продвижением вперед и назад, Вальс в два па, Вальс в два па в парах по кругу, Полька с поворотом в паре по кругу, Полонез, Pas de basque.
Следом за эпохой Ренессанса пришел Классицизм (XVII — XVIII века). Танец, в данной эпохе, становится одним из главных развлечений. Популярный в вышеупомянутых эпохах рисунок круга встречается все реже и ему на смену приходят пары, образующие колонну, места в которой строго зарегламентированы в зависимости от сословия. Помимо колонны, также присутствуют похожие виды линейного построения: линия, ряд, колонна, шеренга, до-за-до, «расческа», «Воротца», «Досточка», «Ручеек». Танец эпохи классицизма вступает как средство общения, способ решения самых разных вопросов, вплоть до политических и развивается как в бытовом направлении, так и в сценическом, что способствует появлению первых проявлений балетного сюжетного спектакля, которые характеризуются присутствием драматургии.
Танцы XVIII века отличаются своей элегантностью и строгой красотой форм — данную особенность можно было заметить в танцах высших сословий, на придворных балах. В течение этого столетия балет распространился по Европе и из утонченного способа передвижения образов во время крупного представления превратился в самодостаточное искусство исполнения. Сам термин «балет» возник в Италии и означал танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. В 1661 году в Париже была основана Королевская академия танца, регламентировавшая тематику и форму балетного спектакля. Основателем Королевской академии танца стал Людовик XVI .Эта новая форма почти полностью уничтожила искусственность, присущую придворному танцу, и установила новый закон: «искусство должно стремиться к подражанию природе, естеству». В результате костюмы и хореография стали более вольными и способствующими большему раскрытию выразительных талантов тела, а танец стал частью искусства и приобрел свой рисунок. Например, четкое построение по периметру сцены. Каждый рисунок и его построение отличаются один от другого определенной группой приемов, к которым относятся:
1) Прием дробления (рисунок возрастающей интенсивности). Основной рисунок делится на более мелкие, и из одного рисунка образуются два, три и более.
2) Прием укрупнения (рисунок убывающей интенсивности). Из двух и более рисунков образуется один.
3) Прием наращивания — встречается чаще всего в начале танца (экспозиции). Например, выходит одна девушка, затем еще одна.
4) Прием усложнения– основной рисунок усложняется. Например, «шен», «воротца», различные «восьмерки». Этот прием проявляется так же тогда, когда внутри основного рисунка и во вне его есть еще какие-то перестроения.
На смену Классицизма приходит эпоха Просвещения (XVIII — нач. XIX века). Новаторы эпохи Просвещения пытались освободить балет от однообразия и штампов. Новаторская деятельность эпохи оказала большое влияние и на культуру. Многие деятели открыли для себя новые возможности, обрели свободу творчества. Общая культурная тенденция — использование предыдущих форм, но уже в новой интерпретации. В большей части, использование ранее противоположных стилей — романтизма и классицизма. Как раз в период просвещения зарождается сентиментализм, который характеризуется высоконравственным содержанием и чувствительностью, возведенной в культуре. Рисунок танца также совершенствовался: появлялись варианты фигур: звёздочка (несколько линий, соединенных одним концом с расходящимися лучами); корзиночка (Фигура образуется из двух кругов — круг в круге); воротца (Две линии исполнителей стоят парами одна против другой) разнообразились версии применения танцевального рисунка в танцевальных композициях. Начались исследования воздействия на человека различных построений и перестроений. Различались спокойно –статистический характер горизонтального построения, возвышенный –вертикального построения, динамический-диагонального построения. Уже в то время задумывались над соотношением переднего, заднего и крайнего планов, необходимых для создания глубины пространства. Статичное горизонтальное построение способствовало спокойному зрительскому восприятию. Вертикальный рисунок, учитывающий передний, задний, крайний планы, глубину пространства, усиливал динамику восприятия, действовал на зрителя возбуждающе. Примером динамичного диагонального рисунка, учитывающего перспективу в танце, является рисунок «книжечка»: две горизонтальные линии вращаются вокруг своей оси в разных направлениях, соприкасаясь краями, из центра в это время появляются персонажи. К середине 18 века княжеские дворы повсеместно стремились подражать роскоши Версаля, одновременно во многих городах открывались оперные театры, так что танцовщики и учителя танцев, которых становилось все больше, легко находили себе применение. Не только во Франции, но и в других странах хореографы предлагали важные для развития балета новшества. В эту эпоху развивались все составные части композиции танца, становился разнообразнее рисунок, разнообразились версии применения танцевального рисунка в танцевальных композициях. Рисунок танца мог сопровождаться различными акробатическими трюками, пантомимой, народной пластикой, ярким музыкальным сопровождением, и эмоциональным и действенным сюжетом.
Романтизм (XIX век) в свою очередь сменил классицизм. В балетах эпохи Романтизма противопоставлялись два мира — мир реальный и мир фантастический. Фантастика, как сказочная реальность была основана на понимании фантастического как части народного мировосприятия, миросозерцания или болезненного состояния героя. Фантазия и воображение авторов стремилась в безмерный мир легенд, сказок и мифов. Танец становится основным выразительным средством балетного спектакля. Повышается роль танцевальной техники в балете, которая сопровождается появлением специальной обуви-пуанты. Увеличивается роль многопланового рисунка танца, так как помимо основных ролей в балете появляется кордебалет. Кордебалет — это артисты балетa, исполняющиe групповыe танцы, выступающиe в мaссовыx сценax. Мастера прошлого прекрасно умели пользоваться рисунком танца при общей несложности движений. Иногда простейшие па, исполненные даже в унисон, выглядели гораздо интереснее и эффектнее, чем многосложные движения, втиснутые в скучные линии и квадраты. Рисунок танца в массовой композиции, как и в вариациях, дуэтах, трио, мог быть простым и сложным. Это те же круги, диагонали, прямые линии, а также полукруги, линейное построение по сторонам сцены от первой до последней кулисы, построение в две, четыре шеренги или композиции, разбитые на более мелкие и разнообразные группы. Ход и развитие рисунка массового танца определялся его содержанием, характером текста — движений и поз, их ракурсом. Также в XIX веке усиливается значение танцевального рисунка в парах. Например, круговые рисунки, “улица”(Два ряда, две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу); “дощечка” (две линии вращаются симметрично друг друг); “гребень” (Две линии исполнителей, выстроившись друг против друга «стенкой», движутся навстречу простым или переменным шагом).
XX век — это время эволюции и прогресса. Появляются направления современного танца, которые получили свое развитие в начале XX века в Америке. Рисунок танца на начальном этапе становления современной хореографии в XX веке, повторяет свой путь эволюции, как и впервые моменты его появления в танце. Это характеризуется минимилизацией танцевального рисунка, упрощением вариантов его применения, так как все хореографы XX века прибывают в состоянии поиска нового материала. В XX веке интенсивно развивается постмодернизм, который делает уклон на простоту, красоту мелких вещей и безыскусственность. Американская танцовщица Айседора Дункан была одной из родоначальниц танца «модерн». Опираясь на искусство Древней Греции, Дункан заимствовала греческую пластику, стремилась слить воедино танец и музыку. Поначалу ее не признавали в Америке, но танцовщица не опускала рук и упорно боролась за свое искусство. Чаще всего великую танцовщицу вспоминают именно как женщину, танцующую босиком. Поклонники «босоногих» занятий танцами напоминают, что в древности люди чаще всего танцевали босыми, что иногда сохранилось и до наших дней. Грехем Марта — американская танцовщица, педагог и хореограф. Ввела многие новшества в оформление танцевальных представлений: двигающиеся декорации, длинную, свободную, тёмную одежду, заменившую традиционные костюмы; исключила пуанты (артисты Грэхем всегда танцевали босиком).
Сегодня танец XXI века, прежде всего, позволяет вернуться к первооснове человеческого существования, к своей целостности. Современная хореография имеет множество стилей и направлений, большинство из них возникли благодаря балету и классическому танцу. Стили современного танца имеют общие особенности в применении танцевального рисунка. Это объясняется тем, что современный танец еще находится в стадии развития и поэтому направления современного танца еще не приобрели свою характеристику, четко отличающую ее от других танцевальных стилей существующих сегодня. Также стили современного танца имеют общие особенности в применении танцевального рисунка.
Появление разнообразных жанров, в современной хореографии, ведет за собой возникновение различных вариантов применения танцевального рисунка: хип-хоп, брейкданс, рэйв, хаус, техно, транс — это в основном линейные перестроения рисунков в зависимости от направления (степ, бродвей-джаз, классический джаз, афро-джаз, флеш, стрит, слоу (лирический), фанк, соул), такое новое течение как “contemporary” — это в основном одноплановый рисунок танца, который исполняется небольшим количеством людей или солистом, работающим по пространству всей сцены, что дает возможность выразить своим танцем ощущение полета. В современном мире очень часто встречается слово «батл». Слово батл в основном используется в среде танцоров, при общении друг с другом. Это слово пришло к нам из английского языка, в переводе оно означает «поединок». Батл, баттл (англ. battle — бой, битва) — в хип-хопе, хаусе, брейке, тектонике, в Джампстайле, в Шаффл: танцевальное сражение, соревнование между участниками для выявления сильнейшего из них. Это соревнование подразумевает под собой своего рода импровизации соперников. Во время всего батла меняется музыка, ритм, а танцоры должны подстроиться под них и приятно удивить зрителей и судей своим мастерством. Под мастерством подразумевается технические навыки исполнителя, его энергетика. Приветствуются новые, необычные трюки, прыжки. В батле есть свой рисунок танца (круг или “стенка на стенку”. В ходе соревнования баттлеры пытаются показать все, на что способны, все свое мастерство, таким образом, «зарабатывая» себе рейтинг.
Также существуют такие виды рисунка танца, характер и темперамент которых присущие танцам определенной национальности. Это проявляется в динамике движения, в остроте и плавности рисунка, свойственного тому или иному народному танцу.
Таким образом, под влиянием условий жизни, труда, географического положения народы в течение веков выработали типичные для себя рисунки танца, характерные национальным традициям народа, их танцевальным культурам. В них наиболее полно раскрывается характер этих народов, их быт, обычаи и нравы.
- Виды рисунков танца. Распределение танца по сценической площадке.
Существует несколько классификаций рисунка танца:
Стандартные:
- Линейные — в таком варианте основой рисунка служит линия и ее различные виды. Например: колонна, диагональ, «Воротца», «Змейка» «Прочес», «Дощечка», «Клин», вертикаль.
- Круговые — данный вид рисунка отличается тем, что его основой служит круг. Например: круг в круге, полу-круг, «Восьмерка».
- Комбинированные — в таком виде танцевального рисунка применяются как линейный вид рисунка, так и круговой. Например: «Звездочка», «Снежинка».
Без геометрических форм, по мнению знаменитого балетмейстера Захарова Ростислава Владимировича, нет танца ни в народе, ни на сцене: круги, эллипсы, параллельные линии, диагонали, квадраты, треугольники, спирали — все это мы используем в танцевальном рисунке.
- Диагональ
Диагональ используется в танцах очень часто, как в народных, так и в классических. По диагонали исполняются всевозможные па, требующие стремительной динамики, — воздушные полеты, бег на пальцах, различные вращения — все зависит от замысла, от построения комбинации, стиля характера танца.
- Круг
Круговые танцы — движение танцующих по кругу. Это наиболее распространенная фигура почти во всех народных танцах: русские хороводы, украинские гопаки, белорусские, молдавские, танцы народов Кавказа, Восточной и Западной Европы строятся на рисунке круга.
Также рисунок танца может делиться относительно количества исполнения рисунка, в определенный момент времени, танцорами.
- Одноплановый рисунок — это когда все танцоры, в определенный момент времени, исполняют один и тот же рисунок.
- Многоплановый рисунок — это когда разные танцоры, в определенный момент времени, исполняют разные рисунки.
Самым ярким примером разнообразия видов танцевального рисунка служит русский народный танец — хоровод. Хоровод (от греч. хорос групповой танец с песней) древний народный массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. Бывают два вида хоровода: игровой и орнаментальный. В игровых хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни — раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Орнаментальные хороводы отличаются от игровых тем, что в них более преобладает элемент изобразительности, который выражается в разнообразии танцевальных фигур. Весь орнаментальный хоровод чаще всего состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую. В хороводе рисунок танца называется фигурой. Климов Андрей Андреевич предлагает нам следующую классификацию основных фигур хоровода:
- «Круг». Число участвующих в этой фигуре не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе может идти, как по ходу часовой стрелки, так и против хода часовой стрелки.
- «Два круга рядом». Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Круги могут двигаться в любом направлении: по или против хода часовой стрелки. Повороты обоих кругов происходят одновременно в одну или в разные стороны.
- «Круг в круге». Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний может двигаться как по солнцу, так и в противоположную сторону.
- «Корзиночка». Фигура образуется из двух кругов — круг в круге. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центру, танцующие берутся за руки, образуя каждые свой круг. Сделав шаг к внутреннему кругу, танцующие поднимают соединенные руки и через головы опускают их на руки партнеров так, чтобы партнеры находились справа. Образуется единый переплетенный круг — «корзиночка». Число пар, участвующих в перестроении этой фигуры, не ограничено, однако их должно быть не менее четырех.
- «Восьмерка». Эта фигура образуется из двух кругов, стоячих рядом. Круги двинуться в различные стороны. В определенный момент ведущие одновременно разрывают круги, и участники через одного переходят из одного кругу в другой, их общее движение образует рисунок, похожий на цифру «8». Круги как бы переливаются один в другой. Руки разрываются только в момент перехода из одного круга в другой. Иногда участники за руки не держатся, а идут в своих кругах в затылок друг другу. Количество пар в каждом круге должно быть одинаковым.
- «Улитка». Эта фигура образуется из круга. Ведущий хоровода разрывают общий круг и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, чем первый; затем он «завивает», заводит второй, третий круг по концентрической окружности, круги становятся все меньше и меньше, а все идущие за хороводником точно повторяют рисунок его движения. Теперь ее надо «развивать». Есть три варианта «развивания» этой фигуры, то есть возвращение в исходное положение.
- Кадриль — Пары танцующих располагались по четырехугольнику напротив друг друга и поочередно исполняли свои партии. Кадриль состояла из пяти фигур, каждая из которых завершалась общим движением, объединяющим всех танцоров.
- 1-й вариант. Продолжая движение, хороводник делает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору, против движения часовой стрелки.
- 2-й вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Хороводник, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и так далее, пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь. Затем он делает поворот направо и продолжает двигаться по направлению движения первоначального круга.
- 3-й вариант. «Развивает» «капустку» второй хороводник, находящийся на другом конце хороводной цепи. Вся хороводная цепь начинает движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании». Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.
- «Змейка». Фигура может начинаться из линии, но чаще она является развитием круга. Ведущий хоровода, разомкнув круг и продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты вправо и влево, подражая изгибам змеи.
- «Колонна». Это построение рядами. Каждый ряд может состоять из нескольких человек, но не менее двух. В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга, и образуют фигуру «колонна». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» представляет собой вытянутый прямоугольник, в котором ширина рядов всегда меньше длинны «колонны».
- «Улица». Два ряда, две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуют фигуру «улица». Эти две линии сходятся либо одновременно, либо одна линия должна стоять, а другая идти на нее, либо одна линия может отступать, другая идти на нее.
- «Ворота». Две линии исполнителей стоят парами одна против другой — «улицей». Пары одной линии берутся за руки, подняв их вверх, образуют «ворота», другая рука свободно опущена вниз. Пары, стоящие напротив в другой линии, простым или переменным шагом проходят под «воротами». Все пары одной линии, соединив руки и подняв их вверх, образуют непрерывные «воротики». Другая линия с разъединенными руками проходит по одному под каждые «воротики».
- «Гребень». Две линии исполнителей, выстроившись друг против друга «стенкой», движутся навстречу простым или переменным шагом. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются и, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом. Линии меняются местами.
Принципы приемлемые для рисунка танца:
- яркое выявление на сцене танцевального текста;
- каждый последующий рисунок должен логически вытекать из предыдущего, быть им подготовленным;
- принцип сочетаемости движений совместно с рисункой танца;
- принцип контрастности в рисунке танца (чередование сложных и простых движений);
- принцип логической последовательности развития (от простого к сложному).
Приемы характерные для рисунка танца:
- произвольное изменение ракурса;
- взаимосвязь рисунка танца и музыкального материала;
- распределение танца по сценической площадке;
- изменения уровня пространства;
- работа со светом
Варианты перестроений в танцевальных рисунках:
-шахматный порядок — две линии стоят в промежутках друг за другом
-колонна — это построение рядами. Каждый ряд может состоять из
нескольких человек, но не менее двух.
-прочес — одна линия проходит сквозь другую линию
-змейка — плавный поворот из линии в линию
-диагональ — Такой рисунок состоит всего из одной линии.
-круг — Число участвующих в этой фигуре не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек
-ручеек — данный рисунок состоит из двух рядов, которые стоят параллельно друг другу, то есть «улицей»
-до-за-до — состоит из двух линий, параллельно стоящих напротив друг друга. Линии могут стоять как «улицей», то есть лицом друг к другу, так и в одном направлении, чаще всего лицом к зрителю. Линии в этом рисунке меняются местами. Траектория движения у линий следующая: линии проходят идут сквозь друг друга рисунком «гребень», то есть одна линия идет назад, а вторая вперед до тех поре, пока не окажутся на уровне линии стоявшей там раньше нее. Затем линии делают несколько шагов в сторону, вправо или влево, доходя до того самого места, где стояла соседняя линия.
-круг в круге — Один круг большой, а внутри него круг поменьше.
-клин — рисунок в форме того же «птичьего клина», который состоит из двух линий или диагоналей и могут быть расположены как «лицом» к зрителю так и наоборот.
-шен — кавалер делает шаг по кругу, встречается со своей дамой правыми руками и правыми плечами, на следующий шаг со следующей дамой соответственно левыми руками и левыми плечами. Дойдя до своей дамы, кавалер подает ей руку, пара разворачивается по ходу танца (возможны варианты).
Накопленный исторический опыт танца дает современным хореографам пользоваться имеющейся информацией и обогащать свои танцевальные композиции различными выразительными средствами хореографии: новой лексикой, вариантами перестроений в танце или танцевальным рисунком, световым оформлением, средствами пантомимы и артистической игры танцора, музыкальным сопровождением, костюмами и декорациями.
Посмотрев различные постановки современных хореографов, можно увидеть, что рисунок танца остается прежним, изменяются лишь только вариации их применения в современной хореографии. Большое внимание современный танец сегодня уделяет 1. сценическим спецэффектам: свет — подчеркивает плавность движений; дым — заполняет собой все простанство зала, образуя легкую дымку; декорации — указывают на важные аспекты хореографической постановки; занавес — полотно, закрывающее сцену от зрительного зала; спецэффекты — световое и звуковое усиление эффекта танца; анимации на экранах — последовательный показ графических файлов; 2. графике движения (технически сложные элементы), ритму и ракурсу исполнения, смешиванию стилей, движению по пространству, четкого рисунка нет. Задачей является занять сценическую площадку по всей ее ширине, например: постоянное движение по пространству.
Распределение танца по сценической площадке зависит от многих факторов, но, прежде всего от той задачи, которую ставит перед собой балетмейстер в данном танцевальном номере. Он должен умело сосредоточить внимание зрителя на том эпизоде, который является для него наиболее важным.
Высказывание Жан-Жоржа Новерра об изучении балетмейстерами произведений великих живописцев, о симметрии и асимметрии в рисунке танца, думается, справедливо особенно в тех случаях, когда мы отражаем на сцене какую-либо бытовую картину, жизненное явление, раскрываем в танце определенный сюжет. Рисунок танца может строиться балетмейстером в нескольких планах. Нужно чтобы хореограф умел переносить внимание зрителей на тот план или на тех действующих лиц, которые в данный момент являются главными.
При построении рисунка танца нужно учитывать планировку сцены, а также смысловую сторону эпизода. Рисунок танца должен исходить предыдущей мизансцены и быть обращен к главным персонажам.
Круги, эллипсы, параллельные линии, диагонали, квадраты, треугольники, спирали — все это используется в танцевальном рисунке.
И профессиональное искусство танца, в том числе и классический балет, без него не обходится: почти все вариации и коды включают в свою композицию круг.
Прямая линия (направление сверху вниз)
Прямая линия (направление снизу вверх)
Прямая линия (направление справа налево)
Прямая линия (направление слева направо)
Логика развития рисунка танца представляет связь предыдущего рисунка с последующим, а также, что каждый последующий рисунок должен быть развитием предыдущего. Важно, чтобы рисунок не отвлекал зрителя своей оригинальностью, а всей своей выразительностью способствовал пониманию основной идеи произведения, его образов, пониманию замысла хореографа. Танцевальный рисунок должен быть завершённым и логично переходить из одного в другой. “Каждая картина или положение сами собой ведут к следующим, — писал Жан-Жорж Новерр — фигуры танца следуют одна за другой столь же непринуждённо, сколь и грациозно. Задуманный эффект сразу же становится ощутимым, фигура, казавшаяся изящной на бумаге, будучи перенесена на сцену, теряет свою прелесть, другая, которая кажется пленительной зрителю, видящему её сверху, выглядит совсем иначе из ложи первого яруса или партера…”
Вывод: что композиционных построений существует довольно ограниченное количество: различные круги и их вариации, линии, колонны, диагонали. Они оказывают на зрителя определенное воздействие. Каждый последующий рисунок вытекает из предыдущего. Важно, чтобы рисунки танца не отвлекали зрителя своей интенсивностью, а своей выразительностью способствовали пониманию зрителем основной идеи танца.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.