Цикл лекций по историко-бытовому танцу. Часть 2. Бытовые танцы средних веков

23 июля 2024
Бесплатно

В эпоху Средневековья культура танца очень быстро, динамично и стремительно развивалась, насыщаясь разнообразием видов. Такая многогранность средневековых плясок обусловлена неким соревнованием королей и знатных вельмож в первенстве за наилучший бал, маскарад и другие празднества. Средневековые танцы можно разделить на две категории — придворные и народные. В развитии танцев большую роль сыграла церковь, которая не одобряла народные пляски и народное творчество отстаивает свои права на существование. Церковь запрещает смех, веселье, прославление земной жизни. Но, несмотря на строгие запреты, на всех народных праздниках (новый год, проводы масленицы, приход весны, майский праздник труда) простые люди исполняют свои незатейливые танцы. В результате все слои общества приняли танцы, более того они стали частью некоторых религиозных проповедей или церемоний. Все танцы простого народа были связаны с трудовой деятельностью крестьян и ремесленников (гончаров, бочаров, сапожников и т. д.). Танцы поражали быстротой, ловкостью и интермедией. Особенно широко было представлено народное творчество на ярмарках, где демонстрировались на них не только свои изделия, но и проходили соревнования на ловкость, силу, умение петь и плясать, играть на самодельных инструментах. Танцу отводилось одно из первых мест. Самый распространенный танец раннего средневековья — бранль, французский народный танец от слова branler, в переводе означает — двигаться и шевелиться. Это хороводный танец, который исполнялся везде в городах и деревнях на всех праздниках. Танец простой и жизнерадостный, бранль в различных частях Франции исполнялся по- разному и носил различные названия (бургундский, морванский, булочниц, башмачников, крестьянский и много др.). Танцевальная техника, манера исполнения и музыкальное сопровождение не были однородны. Танцы раннего средневековья в основном хороводные. Хороводы могли быть мужскими, женскими и смешанными, часто исполнялись под пение танцующих. В танцевальной культуре позднего средневековья происходят изменения — появляются парные танцы и усложняются движения. В некоторых странах танцы исполняются под оркестр, состоящий из трубы, барабана, звонков и тарелок. Развивается пантомимный и игровой элемент. Основным танцем в XII веке был «Кароль», т. е. открытый круг, популярным остаётся бранль. Большую роль в распространении танцев играли средневековые бродячие актеры. Соединяя в себе танцора, музыканта, жонглера, акробата, рассказчика, они способствовали развитию народного искусства и совершенствованию исполнительского мастерства. Праздники и танцы крестьян и ремесленников отличались от праздников и танцев знати. Простой народ веселился на городских и сельских площадках в простых повседневных одеждах, феодалы — в дворцовых залах в изысканных нарядах. Звуками рога извещалось о прибытии гостей, владельцы замка занимали кресла, остальные гости на скамьях и табуретах. Дамы были в ярких платьях, блистали украшениями, мужчины были при оружии. На балы и маскарады было принято приходить в необычных нарядах и масках. Во время балов и пиршеств феодалы развлекали своих гостей театральными представлениями, это антре ряженых, которые отплясывали «Мориску» — мавританский танец. Первыми исполнителями были сами аристократы, одетые в костюмы и маски. Популярными были контрдансы — павана, фарандола. При дворах королей и феодалов устраивались рыцарские турниры и военные состязания. Победителей прославляли в песнях и стихах. Турнир заканчивался балом. На феодальных балах создавались променандные танцы — шествия. Они носили торжественный характер и технически были несложными, эти танцы — шествия прочно вошли в придворный быт и без них не обходилось ни одно празднество. Во время феодальных празднеств на придворных балах строго соблюдались этикет и чинопочитание. В XIV веке придворное общество стало танцевать «Эстампи» — парные танцы, сопровождавшиеся инструментальной музыкой. Иногда «Эстампи» исполнялось втроем: один мужчина вёл двух женщин. Один из придворных распространенных танцев считались «Бассдансы», их называли «прогулочными», похожие на церемониальные шествия. Бассдансы подразделялись на итальянские (более ускоренный темп) и французские (более торжественные). Бытовые танцы средневековья — это танцы, которые служили для массового развлечения на всех праздниках и балах в городах и деревнях.

Расписание
Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна