Обучение

Народное художественное творчество в структуре народной художественной культуры

Событие завершилось
12+

Творчество — особый характер любой деятельности человека (художественной, научной, педагогической и т. д.). Творчество предполагает выдвижение новых идей, подходов к решению проблем, принятие нестандартных решений. Искусство невозможно без творчества (творческой деятельности композиторов, художников, актёров и т. д.) (49).

Особый взгляд на творчество с позиций религиозной философии содержится в известном труде Н.А. Бердяева «Смысл творчества». Автор рассматривает творчество как проявление божественного предначертания, выявляет его трансцендентальную сущность. Он рассматривает проблемы творчества в контекстах морали, любви, брака и семьи, красоты, мистики и т. д. Проблемы творчества и развития творческой личности активно разрабатываются в современной педагогике. «Формирование способностей личности к самостоятельной творческой деятельности, создание условия для раскрытия, реализации и развития её творческого потенциала — одна из важнейших целей занятий искусством, народным художественным творчеством».

Говоря о народности художественного творчества, необходимо отталкиваться от значения этого термина. Народный (-ое, -ый) — определение, прилагаемое к различным культурным явлениям с целью характеристики их социального статуса, содержания, идейной направленности и эстетической ценности. В русском языке слово «народная, -ое, -ый» имеет ряд смысловых оттенков, в том числе «к народу относящийся» (В.И. Даль), «тесно связанный с народом, соответствующий духу народа, его культуре, мировоззрению». Основное терминологическое значение его — категориальное — наиболее распространено в науке и применяется к понятию «творчество» (народное творчество), отдельным его компонентам (народная музыка, народный театр, народная хореография, народное изобразительное искусство, народная поэзия, проза (фольклор)) и явлениям (народные обычаи).

Говоря же о художественности народного творчества, имеется ввиду совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства, а также способов их сохранения, изучения, трансляции. Таким образом, народное художественное творчество включает в себя искусство, как форму отражения действительности в художественных образах, с помощью особых, художественных средств (мелодии, ритма, цвета, композиции, и т. д.), но не ограничивается им.

Понятие «народное художественное творчество» в его широком толковании по самым разным параметрам выходит за рамки понятия «народное искусство» и «искусство» вообще. Исторически процесс развития этого творчества сложился так, что здесь художественные элементы неразрывно переплелись с множеством внехудожественных структур. Соответственно, наряду с артефактами, создаваемыми для специального функционирования в системе искусства, мы наблюдаем в данном случае громадное обилие вполне реальных внеэстетических констанций и действий бытового, досугового, религиозного, общесоциального характера. По сути своей это «натуральные жизненные феномены, оформленные особыми художественными средствами.

Народное художественное творчество является частью художественной культуры общества. Оно развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народного художественного творчества является то, что оно воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

Народное художественное творчество складывалась на Руси как творчество быта, развивалось во всех слоях общества, имея много общего в крестьянской, купеческой, боярской и княжеской среде. В изучение и распространение традиций народного художественного творчества важный вклад внесли в XIX — начале XX в представители творческой интеллигенции, русского дворянства и других сословий.

Народное художественное творчество в России более 10 веков развивается во взаимосвязи с церковным искусством, которое основано на православной вере, христианском вероучении и неотделимо от библейских образов и сюжетов. Хотя церковное искусство пришло на Русь из Византии, его развитие происходило во взаимосвязи с отечественными национально-культурными традициями, с народным художественным творчеством.

Большую роль в развитии традиций народного художественного творчества, его различных видов и жанров сыграло русское классическое искусство. Как известно, многие русские композиторы-классики собирали и обрабатывали народные песни, создавали оперы, балеты и другие произведения по мотивам русских народных сказок, былин, древнеславянских мифов. Среди них композиторы П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, И.Ф. Стравинский, художники В. Васнецов, Врубель, Кустодиев и многие другие.

Народное художественное творчество имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества — мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту (69, С. 37).

Народное художественное творчество — сложное и многогранное явление. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее результатов (сказок, песен, танцев и т. д.), народное художественное творчество включает систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание.

Народное художественное творчество включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.

Общность истока, единое поле функционирования определяют единые родовые характеристики, свойства, черты у всех форм народного творчества независимо от их современного облика. На пользу такого понимания вопроса может свидетельствовать утилитарно-эстетическая природа народного творчества, основанная на родовой общности у всех его форм.

Синтетичность традиционных форм народного творчества, в котором отдельные элементы, стороны, явления «органически связаны между собой и составляют единое целое, единую художественную структуру», отличающуюся сложными внутренними взаимосвязями, соподчиняемостью, инвариативной общностью в выполняемых функциях, также дает основания говорить о наличии в нем единых или общих родовых признаков и характеристик. Их признание имеет важное теоретическое и практическое значение: браться за анализ частных вопросов истории, теории, практики народного творчества без предварительного решения общих — значит, неминуемо на каждом шагу «натыкаться» на нерешённость этих вопросов. Отсюда, в частности, проистекает путаница в понимании народного творчества, тавтологичность его определений. Полноценный анализ частных проблем того или иного жанра, когда основное внимание уделяется раскрытию особенностей, специфики тех или иных сторон, аспектов, более плодотворен при условии понимания общих проблем, тенденций развития, сущности народного творчества. Их разрешение и учет открывают далеко идущие возможности для углубления познания, а также стратегии развития как отдельных форм и жанров, так и народного творчества в целом.

В современной научной практике при рассмотрении свойств народного творчества нередко в качестве исходных берется для каждой формы определенный набор разрозненных примет. В одном случае — организованность и неорганизованность, в другом — специфика объектно-субъектных отношений (человек — творчество), в третьем — характеристики процесса творчества (индивидуального, группового, коллективного), в четвертом — специфические свойства фольклора (устность, вариативность, анонимность и т. п.).

Необходим сравнительный анализ творчества по ряду сопоставимых параметров или признаков, присущих всем его видам. В этом случае возможно достаточно объективно выявить общее, особенное и частное в фольклоре, изобразительном и декоративно-прикладном творчестве, художественной самодеятельности и бытовом творчестве.

Подходя с этих позиций к разным формам народного художественного творчества, можно говорить о том, что все они являются:

— самодеятельными по характеру творчества;

— любительскими по социально-психологическим мотивам;

— национальными по формам и общечеловеческими по содержанию и

— массовыми по своим движущим силам и представительству носителей культурного потенциала.

Общность родовых свойств разных форм народного художественного творчества предполагает тесное взаимодействие различных его форм, слоев, видов. Многими сторонами они связаны между собой, дополняют и постоянно переходят друг в друга, поэтому только их синтез позволяет объективно и точно уяснить целостный смысл художественного творчества народа (49).

Народное художественное творчество — широко используемое понятие, но при всей кажущейся простоте определить его границы, перечислить хотя бы основные его слагаемые и дать им характеристику сложно даже для специалистов. Причин тому несколько.

Во-первых, народное художественное творчество имеет сложную и подвижную иерархическую структуру с тенденцией к постоянной смене составляющих ее элементов, включает явления как материального, так и духовного порядка, которые предстают в нем одновременно и эстетической, и утилитарной сторонами. Во вторых, народное художественное творчество полисоциально, имеет конкретно-исторические формы бытования, изменяется вместе с образом жизни народа, связывается с разными социальным группами и понять роль каждой из них в культурно-творческом процессе задача также не из легких. В-третьих, народное художественное творчество — понятие собирательное, объединяющее разнопорядковые явления, каждое из которых нередко требует определения его границ и сущности. Это касается таких основополагающих категорий, как декоративно-прикладное искусство, фольклор, художественная самодеятельность, современное любительское творчество. До сих пор понимание предметного поля каждого из этих образований народного художественного творчества остается весьма дискуссионным. В-четвертых, фольклористика, теория народного искусства, теория художественной самодеятельности долгое время изучали проблемы своего предмета, но не смогли выйти на уровень исследования общих вопросов народного художественного творчества как целостного явления или как подсистемы художественного творчества вообще, хотя такие попытки известны. Тем более, что ряд наук (филология, история, этнография, искусствоведение) претендовали в разные годы на всеобъемлющую роль в изучении культуры и творчества, преувеличивая значение для последней своих проблем. Нельзя не сказать и о том, что в России ситуация усугубляется за счет потерянных народным художественным творчеством ориентиров развития в XX в., когда насильственно отторгались по идеологическим причинам национальные традиции, праздники и обряды, различные формы традиционной творческой деятельности широких слоев народа.

Народное художественное творчество — реальность, оказывающая мощное влияние на политические, экономические, социальные, этнические, духовные процессы в современном мире. Многие зарубежные специалисты рассматривают его как «одно из эффективных средств, противостоящих наиболее агрессивным формам современной массовой культуры, «суверенизации» национальных ценностей, унификации и американизации культуры разных народов». Обращение к прошлому, в частности к глубинным пластам традиционного художественного творчества, на современном этапе развития России объективная потребность, обусловленная необходимостью переосмысления и обновления общественной жизни.

Формы народного художественного творчества исторически изменяются. Оно таково, каков человек, его образ жизни, философия, мироощущение, менталитет. Структуру, характер фольклора, других форм художественного творчества определяет культурно-историческая, бытовая и социальная практика человека. Поэтому «кажутся бессмысленными споры о том, жив ли фольклор, жива ли традиция, жива ли народная культура». В фольклоре, как и в целом в жизни, постепенно отходит в прошлое то, что перестает соответствовать парадигме народной жизни, но нарождается и развивается то, что ей соответствует. Естественно, что изменяются не только формы народного творчества, но и стилевые, социальные, эстетические черты его существования. Оно не означает отмену роли традиций в народном творчестве. Преемственность — глубокая, диалектичная, историческая закономерность эволюции народного художественного творчества. Это дает возможность, с одной стороны, достаточно точно судить о принадлежности образцов народного творчества к конкретной эпохе, с другой — видеть неразрывность и диалектику в его движении.

Нельзя понимать народное художественное творчество как установленную однажды заданность, развивающуюся только в крестьянской среде. Народное творчество — результат творчества всего народа, а не одной только его части. Народное творчество можно представить как процесс творчества разных социальных групп и повременно постоянного накопления, фиксации, обогащения, отгорожения, видоизменения его разнообразных форм, жанров, цементов и как результат длительного исторического развития, изложения, наслоения пластов разных субкультур, включающих прошлое и современное, индивидуальное и коллективное, устное и письменное. В народное художественное творчество можно включить процесс коллективного и индивидуального создания ценностей (творчество), результаты этого процесса (материализованные, вещественные и духовные) и бытование, распространение, функционирование произведений культуры в обществе.

Отсюда задачи изучения народного художественного творчества не сводятся лишь к изучению народного изобразительного искусства или фольклора, прикладного творчества или современных форм любительского самодеятельного искусства.

Перечисленные явления предстают как составные части народного творчества, но одновременно через них выявляются ее основополагающие системообразующие элементы, которые образуют архитектонику этого типа культуры.

Народное художественное творчество не рассматривается ни как низший этап культурного развития человечества, ни как определённая ступень в развитии культуры, а как самостоятельный исторически обусловленный тип культуры, имеющий свои формы, механизмы, читальную стратификацию и т. д. Предложенный подход к народному творчеству уже выводит за пределы традиционных методов его изучения, сложившихся в этнографии, искусствознании и фольклористике. В поле внимания оказываются не столько такие вопросы как образ, стиль, художественная система, орнамент, язык, изобразительные средства или жанрово-видовая система народного искусства и ее историческая трансформация, но сущность, исторические формы, морфология и структура народного художественного творчества, статус его творцов и потребителей, его социальные функции, связь с этническим и социально-психологическим менталитетом этноса.

Для подобного подхода сегодня есть определенные историко-теоретические основания. В XX в. при изучении народного искусства, фольклора, любительского творчества были опробованы самые разные подходы и методы: социально-психологические, педагогические, философские, этнографические, социологические, культурологические, эстетические, психологические. В центре внимания оказывались проблемы, вовсе не сводимые к произведениям народного искусства, фольклора. Затрагивался широкий круг вопросов, связанных с социальным функционированием различных частей народной художественной культуры, ее трансляцией и коммуникацией, воздействием на духовный мир человека. Сделаны попытки выявить космологические, мифологические, религиозные, нравственные, магические, этнические, психологические, социально-психологические, социологические и исторические закономерности народного творчества.

Современный этап изучения народного художественного творчества требует его соотнесения с универсальными, стабильными или динамичными картинами жизни общества, находящимися в зависимости от того или иного исторического состояния государства. При этом в поле внимания должны оказываться и начальные этапы развития народной культуры, и ее функционирование на поздних этапах истории. Не менее важно при изучении предмета, сущности, границ народного художественного творчества выявление его места в структуре культуры на любом этапе истории того или иного народа. Своеобразие народного художественного творчества станет очевидным лишь в случае, если его соотнести с другими творческими проявлениями, существующими в тот или иной период истории.

В условиях социальной дифференциации народное художественное творчество сохраняет свое универсальное значение как общенациональная ценностная система. Поэтому народное художественное творчество — целостная и самодостаточная система духовной жизни народа, результат и процесс бытовой, а также социально-организованной творческой деятельности всех слоев общества (крестьянства, рабочих, мещан, интеллигенции, купечества, студенчества и множества других групп), осуществляемой ими в соответствии с архетипами народной философии, эстетики, морали, психологии, народной веры и менталитета (49).

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна