Обучение

Драматургия урока музыки

Событие завершилось
12+

Воплощение основных критериев определяющих качество современного урока музыки может быть обеспечено только тщательно продуманной драматургией урока. Конструирование урока, прежде всего, опирается на метод эмоциональной драматургии, предложенный Д. Кабалевским и Э. Абдуллиным. 

Каждый урок — вполне определенное драматургическое действо, воплощающее развитие единой идеи: в нем есть (если использовать музыкальную терминологию) свое вступление, экспозиция, развитие — разработка, кульминация, кода — обобщение.

Стержнем драматургии урока, его главной идеей должна быть музыкальная идея.

В качестве такой идей могут выступать выразительные средства музыкального искусства, цементирующие все виды музыкальной деятельности на уроке. Например:

1. Освоение танцевального жанра (первый-второй класс) на основе сопоставления двухдольного и трехдольного метра.

2. Жанр, жанровость, различные трансформации жанра в начальной школе, и сложные сочетания различных жанровых признаков в творчестве различных композиторов, например: Л.Бетховена (марш, гимн, хорал), Ф.Шопена (танец, песня, хорал), Ф.Шуберта (песня, танец).

3. Тембр. Изучение тембров отдельных инструментов и групп симфонического оркестра во втором и третьем классе; на основе актуализации слуховых представлений о тембре освоение формы фактурно-тембровых вариаций в четвертом классе (И.Стравинский «Петрушка»); осознание тембра как важнейшего выразительного средства и фактора становления нового музыкального мышления, новых принципов драматургии в музыке XX века (например: К. Дебюсси «Море», «Послеполуденный отдых фавна»; М. Равель «Болеро»; Р. Щедрин «Кармен — сюита»; А. Шнитке Симфония №1 и т. д.

4. Регистр. На основе наблюдения явления регистра, накопления слухового опыта происходит осознание понятия и освоение термина в процессе музыкально-дидактических игр в начальной школе; осознание изменений музыкального образа, вносимое изменением регистра в первом-втором классе (К. Сен-Санс «Слоны» — Д. Шостакович «Вальс-шутка»; Э. Григ «Птичка» — В. Ребиков «Медведь»; Р. Шуман «Дед Мороз»). В шестом и седьмом классах проводя обобщение по теме «Венский классицизм» при сравнении стилистики В. Моцарта и Л. Бетховена подводим детей к обобщающему уровню осмысления значения особенностей использования регистра, как характерной черты стиля: В.Моцарт часто использовал высокий регистр, особенно в своем инструментальном творчестве, что в ряду других выразительных средств помогает создать в музыке ощущение света, ясности, чистоты, женственности; Л.Бетховен чаще использовал низкий и средний регистр, создавая ощущение мужественности, сосредоточенного интеллектуального пафоса, мужского начала.

5. Музыкальной идеей, цементирующей урок, может стать и определенная интонация: например, интонация трезвучия, интонация чистой кварты.

В третьем классе дети осваивают чистую кварту как функциональное соотношение V и VIII ступеней (D-T) в мажорном ладу. Исполняются попевки, построенные на этой интонации; проводится музыкальный диктант на нахождение интонации чистой кварты среди других знакомых детям интонаций; затем следует вокальная импровизация с заданием: сочинить мелодию, которая начинается с чистой кварты; кульминацией работы является слушание фрагмента третьей части симфонии № 6 П.Чайковского, которое начинается с показа и интонационного анализа темы, построенной на квартовых интонациях, и завершается обсуждением детьми характера и смысла музыкального образа.

6. Урок музыки может строиться согласно законам формообразования в музыкальном искусстве. Урок, построенный в форме рондо, способствует как освоению формы рондо, так и закреплению важной стержневой мысли урока, давая возможность при многократном возвращении к ней и сопоставлении ее с другим, контрастным материалом урока, лучше и глубже усвоить главную идею.

Урок — вариации на заданную тему позволит продемонстрировать различные аспекты одной и той же темы в различных видах музыкальной деятельности, стать основой для творческого освоения темы, осуществления различных подходов к решению проблемы, поставленной перед детьми.

Трехчастная форма урока способствует хорошему закреплению основной идеи урока, причем реприза обычно бывает не дословной, а динамической, развивая главную идею урока на новом материале.

Можно говорить о приближении к законам драматургии сонатного allegro на уроке, где решение поставленной перед детьми задачи, требует активного размышления, дискуссии, создания проблемной ситуации, что ассоциируется с активным развитием в разработке, и нахождения решения проблемы в своеобразной репризе. Такие уроки очень интересно проводить в седьмых — восьмых классах в связи с попыткой воплощения одной темы различными композиторами («Ромео и Джульетта» П. Чайковского и С. Прокофьева, «Шехеразада» (первая часть) Н. Римского-Корсакова — «Море» К. Дебюсси); рассмотрение философской проблемы поиска смысла жизни в 8-й «Неоконченной симфонии» Ф. Шуберта и в 6-й симфонии П. Чайковского; 5-й симфонии Д. Шостаковича и 6-й симфонии П. Чайковского; постижение смысла музыкальных образов при сравнении «Болеро» М. Равеля и эпизода нашествия из седьмой симфонии Д. Шостаковича.

7. Музыкальный материал, звучащий на уроке предпочтительно объединять по стилю и таким образом обеспечивать погружение в одну эпоху, один художественно-исторический стиль, либо создавать яркий контраст, причем корректно подобранный контраст всегда дает возможность подчеркнуть особенности музыкального языка, стилистически основного музыкального материала урока.

Музыкальный материал, звучащий на уроке, всегда должен быть относительно законченным по форме (фраза, предложение, период, часть), что вызвано необходимостью формирования у детей в процессе музицирования ощущения процесса становления и развития во времени музыкальной мысли, начиная с первичных ее элементов, во всех видах музыкальной деятельности. Подобный подход способствует развитию у детей чувства формы, осознанию временной природы музыки, ее содержания, образующего определенные музыкальные формы во временном пространстве.

8. Каждый урок должен иметь четко выверенную кульминацию, ее место на уроке надо тщательно продумывать.

9. Важнейшим моментом драматургии урока являются начало и конец урока.

Вход на урок — первые секунды начала «спектакля», зачастую определяет атмосферу всего урока. Вход осуществляется чаще всего под музыку, выполняя при этом различные функции:

1. Вход — организующее начало. В первом классе обязательно под марш, далее вход осуществляется в тесной связи с тематизмом урока, например: на серию уроков, связанных с осознанием жанровых особенностей танца, вход происходит под полонез. По мере взросления детей музыка, звучащая во время входа на урок становится менее жанрово обозначенной.

2. Вход — включение в работу посредством повторения пройденного.

Звучит фрагмент хорошо знакомого детям произведения.

3. Вход — ввод в тему урока, например: П. Чайковский «Баба Яга» («Что за прелесть эти сказки» четвертый класс).

4. Вход — ввод в эмоциональную атмосферу урока. Например: тема вступления ко второму действию балета П. Чайковского «Лебединое озеро» настроит учащихся на восприятие его симфонии № 6. Фрагмент главной партии I части симфонии № 4 Ф. Шуберта введет учащихся в романтическую атмосферу первой части «Неоконченной симфонии».

5. Вход — ввод в интонационную атмосферу урока, ввод в определенный художественно-исторический стиль, индивидуальный композиторский стиль:

· начало «Kyrie» из мессы h-moll позволяет погрузить учащихся в интонационное пространство И.С. Баха;

· урок, посвященный постижению симфонического мышления В.Моцарта можно начать со звучания главной партии первой части симфонии №41;

· фрагмент первой части сонаты № 23, «Аппассионата» не только подготавливает восприятие первой части симфонии № 5, но и позволяет выйти на обобщающий уровень постижения стилистики Л. Бетховена.

6. Вход-включение в музыкальное произведение. Это тихий вход, без приветствия. Дети тихо, по знаку учителя, садятся на свои места и включаются в процесс восприятия музыки, обязательно уже знакомой! Подобный вход требует хорошей организации подготовки к уроку на перемене, как учителя, так и учеников, которые готовят свои рабочие места; урок начинается со звонком, с первыми звуками музыки.

Музыка, звучащая при входе детей на урок, всегда продолжает звучать в музыкальном приветствии, которым я традиционно начинаю уроки с 1 по 8 класс. Музыкальным материалом приветствия обычно является музыка входа, иногда другая музыкальная тема, связанная с интонационной атмосферой урока. Выбирая самые важные, характерные, необходимые для запоминания музыкальные темы, я обычно «сочиняю» рифмованные строки приветствия, иногда, по желанию учащихся, мы их выучиваем и поем вместе. Приведу несколько примеров:

 

Л. Бетховен, тема финала симфонии № 9.

Снова встретились сегодня,

Снова музыке звучать,

И прекрасное искусство

Очарует нас опять.

Все сердца одним стремлением

Музыка объединит,

И торжественно, и чудно

В наших душах зазвучит.

 

В. Моцарт, ария Керубино из оперы «Свадьба Фигаро».

Рассказать, объяснить не могу я,

Как волнуюсь сегодня при встрече.

Сердце бьется во мне, замирает,

И волной разливается кровь,

Потому что я вижу Вас вновь! (2 раза)

 

П.Чайковский «Ноябрь».

 

Вот зима к нам опять пришла,

Снег лежит кругом дорогим ковром.

Бубенцы звенят, тройка вдаль спешит,

И напев родной под землей летит.

              (Необходимо закончить тоникой).

 

П. Чайковский IV симфония II часть.

 

Мы снова встретились, друзья,

И рада видеть вас опять,

И снова будет в нашем сердце

Эта музыка звучать.

В ней есть простор родной земли,

Приволье рек, полей и нив.

В ней слышна леса тишина,

Простая песня пастуха,

И тихий матери напев,

И седина далеких лет.

Не менее важное место в драматургии урока занимает его окончание. Продуманность, эмоциональная атмосфера конца урока должны вызвать у детей чувство удовлетворения от достигнутых успехов, радости открытия нового, осознание качества хорошо выполненной интересной работы, желание продолжить ее на следующем уроке, одухотворенность той высшей духовностью, которую дарит общение с музыкой, погружение в размышления о высоких духовных ценностях человечества.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна