Традиционная татарская музыка

Событие завершилось
18+

Татарские песни — это редкие песни, которые радуют слух не только граждан Татарстана, но и всей страны. Большинство людей не могут остаться спокойными, даже если даже один раз прослушали татарские песни. Практически любого искушенного поклонника музыки способны вызвать интерес песни на татарском языке.

Татарские народные песни весьма похожи на музыку Востока, их объединяет пятизвучная система. Особенность системы пяти звуков в том, что в качестве главного тона можно выбрать каждый из этих пяти звуков. Подобное исполнение встречается у многих народов (мордва, буряты, башкиры, вьетнамцы и т. д.).

В татарских народных песнях наличествует широкая палитра звуков (орнаментика), эти напевы отличаются тянущейся мелодичностью, и именно это делает татарские песни ближе к обычаям Востока. Орнаментика (палитра звуков) является очень важным средством для улучшения ритмической интонации и придает своеобразную красоту песне.

В те времена, когда татарский народ принял исламскую веру, татарские народные песни пополнились песнями Востока. В обиход вошли восточные инструменты, напевное декламирование произведений поэтов и т. д. Волжская Булгария (Татарстан) меняясь, стала очень походить на Арабский халифат.

Татарские песни очень тесно связаны с чтением Корана. Татары читают Коран несколько иначе, они стараются не сильно громко петь. Именно такое грустное, меланхоличное, приглушенное пение и составляет отличие музыкальной культуры татарского народа.

В настоящее в нынешнее время татарская песня — это множество весьма разнообразных стилей. Но более всего разными по музыкальной стилистике являются татарские песни в исполнении народных татарских ансамблей. Исполнители для исполнения берут различные инструменты: курай, кубыз, варган и многие другие. На протяжении веков образовывалось необъятное наследие татар. Если сказать языком музыки, то основу песен на татарском языке образует заложенный на монодии фольклор. Именно ангемитоника и монодия дают своеобразие татарским песням.

Песни на татарском языке связывает множество одинаковых черт. Кроме того, татарские песни отличаются по содержанию, по происхождению в зависимости от области проживания, по характеру звука, среды разных групп татар Казани, Астрахани, Сибири, Крыма, Казани, Астрахани, Сибири, Крыма и других областей.

Татарская песня помогает понять самобытную культуру татар, его историю, его культуру.

5. Татарские народные музыкальные инструменты.

Музыкальные национальные инструменты татар, прошли путь исторического формирования, который длился веками. Музыкальные традиции имеют множество общих черт с особенностями ритмики (ангемитонной пентатоники) тюркских и финно-угорских народов Поволжья, уходя корнями в эпоху музыкального этноса язычества.

Татарская народная музыка имеет в своей основе колорит восточных традиций, она созвучна с музыкой народов Дальнего Востока. А традиционные арабо-мусульманские музыкальные инструменты (например, сурнай — восточный музыкальный инструмент) гармонично вписались в творческое наследие татарского народа.

На сегодня, самыми известными инструментами татарского музыкального фольклора являются: гармонь-тальянка, курай, кубыз, сурнай, мандолина, думбра, ятаган, татарские гусли, саз и др.

Язычковый, щипковый инструмент, типа металлического варгана, кубыз (возможно, проник через угров). Недавно кубыз был обнаружен, при раскопках Речного селища на территории Татарстана. Археологов считают, что это селище существовало ещё в X-XI века, то есть во времена Волжской Булгарии. Варган-кубыз относится к самозвучащим язычковым инструментам. Он представляет собой металлическую пластинку или металлическую дугу с язычком посередине. Рот служит подвижным резонатором: с изменением формы и объёма ротовой полости рождаются тоны обертонового ряда.

Татаро-башкирский курай — духовой инструмент типа продольной флейты. «Свирели в два локтя», по описанию Ибн Русте, достигали метра в длину.

Классический курай изготавливается из стебля зонтичного растения с одноименным названием, имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной. Диапазон курая около трех октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент.

Думбра — характерный инструмент большинства тюркских народов, искусство игры на котором зародилось еще в средние века. Думбра и кубыз упоминаются в «Татарской летописи»), исторической произведении конца XVII века, где описываются события времен Золотой Орды. В татарском любовно-романтическом дастане «Тулэк белэн Сусылу» («Туляк и Сусылу»), который, по мнению учёных, был написан не позднее XIV века, главный герой — Туляк изготавливает домбру для исполнения любовных песен.

Скрипка получила распространение среди татар на рубеже XVIII — XIX вв., полюбилась и сразу же стала, национальным инструментом. Без скрипки не обходился ни один сабантуй — праздник плуга, в честь весеннего сева. Одновременно со скрипкой вошли в основной набор музыкальных народных инструментов гусли, они использовались тюркским населением Поволжья и сохранились у татар-кряшен.

Сегодня чуть ли не каждый пятый татарин старшего и среднего поколения умеет играть на гармони-тальянке.

Гармонь-тальянка относится к типу однорядных гармоней, и стала по-настоящему народным инструментом.

Сочетание, по крайней мере, четырех типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского, болгарского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) очень наглядно отразилось в разнообразном наборе народных музыкальных инструментов Татарстана.

Многие татарские народные музыкальные инструменты были утрачены и сегодня переживают новое рождение. Сорнаи, кураи, думбыры, мандолины, народные скрипки, татарские гусли выставлены в Государственном национальном музее Татарстана, музеях Казани, Альметьевска, Москвы, Санкт-Петербурга и др.



Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна