Народное творчество на уроках музыки

Событие завершилось
12+

Формирование музыкой духовности ребенка-основа урока, его содержание, которое всегда будет иметь бесконечное разнообразие художественно-педагогического воплощения как бесконечно разнообразие в искусстве и жизни. Это важно во все времена и эпохи, т. к. общечеловеческие ценности не имеют срока давности.

Гуманизм в педагогике, как критерий успешности учебно-воспитательного процесса и теоретически и практически не совсем воспринимают. Конечно, легче дать ребенку определенную сумму знаний, умений и навыков, чем воспитать Человека. Духовная сфера, ее глубина, многообразие и богатство не поддаются точному измерению, но именно гуманизм явился истоком концепции музыкального воспитания, разработанной Д.Б. Кабалевским, стал целью занятий музыкой и начинает работать как ведущий критерий педагогического процесса.

Принципиально важным становится, реализует ли урок музыки основную функцию эстетического воспитания — открытие жизни. Открытие себя, а этом мире. Являются ли уроки музыки только освоением еще одного вида деятельности или это — уроки, формирующие духовность личности, ее нравственный стержень, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде, к тому что возвышает человека? Ведь нас интересует ребенок не только как субъект собственной музыкальной деятельности, а в первую очередь как личность, постоянно ищущая и обретающая смысл жизни.

Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом смысле фольклор — всегда школа, школа общения, красоты поведения, быта, одежды, труда. Фольклор — это как раз доступная всем без исключения учащимся форма выражения себя, своего мироощущения. Разговор на уроках музыки о фольклоре поможет учащимся проникнуть в глубины народного духа и еще раз докажет, что сущность человека, его потребность в красоте не меняются с течением времени.

Фольклор в переводе с английского — «народная мудрость». Все острее в нашей стране и мире встает национальный вопрос, все настойчивее раздается требование о необходимости изучения культурного, в том числе и музыкального наследия. Почему именно музыкального? Да потому, что музыкальный язык — самый интернациональный, это язык чувств, переживаний, о не нуждается в переводе.

Работая в школе уже далеко не первый год, я наблюдаю как дети реагируют на то, когда речь заходит о прошлом, о том, что было давно, когда-то. На уроках музыки мы часто затрагиваем историческое прошлое нашей страны, и не только. Конечно через народную музыку. По мере взросления, ребята понимают, что, слушая, и исполняя народные песни они как будто переносятся в те времена, когда эти песни были созданы.

« Песня — самый массовый и популярный жанр народного фольклора. Их поёт весь народ от мала до велика и во все времена. Правду говорят- песня- душа народа. Извечные народные стремления к добру и красоте нашли в ней глубокоэмоциональное и художественное выражение. Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народных нравственно- эстетических идеалов целые поколения. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей и подростков.

«Народная песня в педагогике есть носительница индивидуальных основ национального воспитания, — писал С. Миропольский. — При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться… Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа».

Как же сделать так, чтобы культурное наследие своего народа стало полноправной частью духовного опыта наших школьников? Прежде всего. Я убеждена, что фольклор в школе должен изучаться не академически, как совокупность отдельных его видов и жанров, а как сама жизнь, как огромный духовный и материально-практический мир человека прошлого, а во многом и настоящего. Ведь мы порой не знаем себе и окружающем мире самых простых вещей и даже не задумываемся об этих вещах. В то время как народное искусство отражает веками сформированные представления человека о мироздании, природе, красоте и гармонии, круговороте жизни, плодородии земли и продолжении рода человеческого.

Ввести в урок игры, песни, обряды и народные промыслы не так просто, как кажется. Можно считать, что учитель не сделал ничего, если не внес в урок сам дух фольклора. Главное, раскрыть творческую индивидуальность каждого. Обращаясь к богатствам народного творчества, мы помогаем детям лучше понять природу искусства и заинтересоваться культурой народа. Но на уроках различные сведения должны подаваться незаметно и вести к музыке, из нее исходить. Можно предложить ребятам самим подобрать материал для урока, как показывает практика, они с удовольствием включаются в этот процесс. Это могут быть предметы быта, старинные вышивки, открытки, декоративные поделки и т. д.

Использование на уроках народных инструментов всегда приводит детей в полный восторг. Они готовы пробовать себя в качестве музыкантов на каждом уроке, но, к сожалению, такая возможность выпадает редко, да и наличие инструментов оставляет желать лучшего.

Но все же именно на уроках музыки мы обращаемся к народному творчеству чаще, чем на уроках литературы или истории, и поэтому именно на учителях музыки лежит основная задача приобщить ребят к нашим истокам.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна