Обучение

Фестивали, концерты и конкурсные программы: особенности содержания и проведения

Событие завершилось
12+

Фестиваль (франц. festival, от лат. festivus праздничный), массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства. Фестивали по масштабу проведения бывают всемирные, международные, республиканские, областные и районные. Рассмотрим самые распространенные по жанру виды фестивалей.

Фестиваль искусств. Является своеобразным смотром талантов учащихся: поэтов, певцов, танцоров, музыкантов, чтецов. Он проводится между классами (учебными группами) один раз в год, так как требует длительной подготовки. При умелой организации фестиваль может выступать хорошим средством эстетического воспитания учащихся. В процессе его подготовки можно провести викторины по литературе, живописи, музыке, организовать экскурсии по литературным местам города, провести вечера прослушивания звукозаписей, подготовить художественные выставки. Радиоузел учебного заведения может организовать передачу «В мире прекрасного».

Участникам драматических, хоровых, танцевальных коллективов и отдельным исполнителям необходимо помочь в определении репертуара, наметить дни консультаций и репетиций для каждого коллектива, которые проведут опытные педагоги, музыкальные руководители. Лишь после тщательного отбора номеров можно назначить день проведения фестиваля. В оценках, которые будут давать жюри, прежде всего, нужно учитывать качество исполнения.

Фестиваль рисованных фильмов. Это творческое познавательное делообозрение. Фестиваль представляет простор для находчивости, фантазии, возможности продемонстрировать свои творческие, индивидуальные и организаторские способности. Помогает создать атмосферу непринужденности, творческого всплеска и эмоционального подъема. Он предусматривает использование элементов ролевых игр, развивает организаторские способности, эстетический вкус участников, прививает навыки коллективной деятельности.

Рассмотрим подготовку к этому виду фестиваля.

Выход на фестиваль рисованных фильмов определяется на сборе-старте. Дальнейший разговор посвящается процессу работы над фильмом, чтобы дать основные представления об этой форме. Для этого можно использовать мини-викторину (или составление словаря кинолюбителя), пресс-конференцию-летучку, турнир-викторину, в процессе чего все вместе ищут ответы на вопросы:

  • Какие киностудии страны вы знаете?

  • Какие кинофильмы наиболее популярны сегодня, где снимались?

  • Кто принимал участие в создании кинофильма?

  • Каких кинорежиссеров вы знаете?

  • Чем занимается сценарист?

  • Чем занимаются режиссер, помощник режиссера?

  • Для чего нужен директор картины?

  • Чем занимаются оператор, звукооператор, звукорежиссер?

Коллективно обсуждается порядок проведения фестиваля. Избирается художественный совет или жюри фестиваля. Коллектив делится на 3-5 творческих групп, которые проводят небольшие совещания, где избирается режиссер (лидер группы), директор картины (материально обеспечивающий выход картины-фильма), сценаристы, художники-оформители, звукорежиссеры (обеспечивают шумы, тексты, музыкальное сопровождение), исполнители ролей и т. д. Все члены микроколлектива получают поручение и вносят свой посильный вклад в реализацию замысла. По итогам совещания группы называют всех, кто работает над фильмом, название фильма и приступают к работе над ним. В фильм могут входить от 10 до 15 кадров определенного размера.

Темы фильмов могут быть разными и одинаковыми для всех групп Это устанавливается на сборе-старте. Например:

  • «Ехали мы ехали…» (впечатления от дороги, от путешествия или экскурсии;

  • «Покорители исхоженных троп» (об итогах турпохода);

  • «День за днем» (о жизни коллектива);

  • «Вот и стали мы на год взрослей» (о планировании работы или при анализе прожитого года);

  • «Слово и дело!» (об итогах выполнения коллективом социально значимой работы — благотворительной, волонтерской деятельности);

  • «О дружбе и друзьях» (о возможностях коллектива) и др.

Работа над фильмом осуществляется следующим образом.

Все вместе придумывают сюжет фильма. После того как он готов, каждый приступает к выполнению своих обязанностей согласно ролям. Художники рисуют кадры на продольных полосках бумаги, согласовав все

иллюстрации с режиссером. Сценаристы пишут литературный материал к фильму (в стихах, песнях), вступительное слово, заключение. Звукорежиссеры подбирают музыку, делают шумовое оформление, готовят и записывают фонограмму на магнитофон. Директор картины обеспечивает бумагой, красками, необходимыми предметами для шумовых эффектов. Все это воедино сводит режиссер. Он думает и о представлении фильма худсовету.

Работа худсовета («совета дела»). В него входят по одному представителю от микроколлектива, а также педагоги, родители. Кто-то из взрослых возглавляет худсовет. Худсовет руководит всем фестивалем. Он определяет критерии оценки каждого фильма:

  • содержательность и остроумность сценария;

  • художественность (т.е. оформление);

  • режиссура (оригинальность воплощения идеи сценария, организация демонстрации фильма);

  • преподнесение фильма (озвучивание, сценарий);

  • актуальность фильма;

  • использование технических средств.

Худсовет выносит решение о достоинствах и недостатках фильмов, анализирует фестиваль и подготовку к нему.

Помимо фестивалей одной из популярных культурно-рекреационных программ являются концертные программы.

Концерт (итал. сoncerto — согласие, от лат. concerto состязаюсь) 1) музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра; 2) публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе. Бывают концерты литературные, хореографические, эстрадные.

Концерт — одна из наиболее популярных и общедоступных форм социально-культурной деятельности. Главная функция концерта — формирование эстетического вкуса, приобщение человека к миру прекрасного. Учащиеся образовательных учреждений могут выступать как в роли участников концертной программы, так и в роли зрителей.

Как правило, концертные программы посвящаются знаменательным датам и праздникам. Например, учащимися может быть подготовлена концертная программа ко Дню матери, Дню учителя, Новому году, Дню 8-го марта и т. д.

Подготовка концертной программы основывается на применении шоу-технологии и предполагает помимо вокальных и хореографических номеров включение приемов театрализации, демонстрации видеофраг-ментов, клоунады, цирковых трюков, декламации поэтических произ-ведений, обращение ведущих к присутствующим с поздравлениями и т. д.

Не менее популярными являются в рамках культурно-рекреационной деятельности и конкурсные программы.

Конкурс (от лат. concursus стечение, столкновение), познавательно-развлекательная форма отдыха, позволяющая выявить лидирующих участ-ников или их группы в какой-либо области знаний или социально полезной деятельности. Конкурс — это соревнование, борьба, проявление выдумки, изобретательности и мастерства, демонстрация лучших качеств участ-ников, их знаний, умений и навыков. Конкурс — это насыщенное и содер-жательное общение, поиск способов решения каких-либо задач, специально разработанный ритуал. По своей сути конкурс — это соревнование на лучшее выполнение заданий в области науки, литературы, искусства.

Цель конкурсов — выявление и развитие интересов и способностей учащихся, проверка их склонностей и возможностей. В коллективной борьбе за победу формируются моральные убеждения учащихся, их взгляды, закрепляются положительные установки на овладение теоретическими знаниями и практическими умениями. Конкурс может входить составной частью в массовые мероприятия, а также быть самостоятельным мероприятием. В нем могут участвовать как отдельные учащиеся, так и целые коллективы.

Конкурс имеет свои правила и условия. В основе конкурса лежит игра, т. е. модель жизненной ситуации, воображаемым участником которой является человек, способный испытать чувства, переживания, соответствующие этой ситуации. Игровые условия борьбы, соперничество проявляют качества личности, её волю, целеустремлённость, темперамент.

Игровые конкурсы почти всегда носят комплексный характер, требуют от участников эрудиции, сообразительности, художественно-исполнительских способностей, физической ловкости, изобретательности. Высокий зрелищный престиж этих мероприятий объясняется их оригинальностью. В конкурсе практически отсутствует шаблонность в исполнении заданий, а, следовательно, и в содержании развивающегося действия. Структура конкурсной программы весьма динамична, её варианты могут быть самыми различными, но основные элементы всегда остаются неизменными. Рассмотрим основные элементы конкурса:

  • вступительная часть: музыкальная или зрелищная заставка, создающая атмосферу конкурса;

  • представление и приветствие команд или отдельных участников: обычно выполняется в театрализованной форме на местную тематику;

  • различные задания, расположенные по возрастающей степени сложности; в ход состязаний включаются и задания для болельщиков, итоги подводятся после каждого вида состязания;

  • подведение общего итога и церемония награждения команд и участников.

Виды конкурсных программ чаще всего бывают следующие:

  • конкурсы-аукционы;

  • конкурсы весёлых и находчивых;

  • конкурсы типа «А ну-ка, парни», «А ну-ка, девушки» и др.;

  • конкурсы красоты;

  • конкурсы профессионального мастерства;

  • конкурсы самодеятельного художественного творчества.

По содержанию конкурсы бывают предметными (физико-математическими, историческими, литературными и др.), художественного и технического творчества, краеведческими.

Литературные конкурсы посвящаются творчеству отдельных писателей, целым периодам отечественной и зарубежной литературы, могут быть литературно-творческими (на лучшее сочинение, стихотворение, рассказ, очерк на свободную или заданную тему), литературно-краеведческими, литературно-музыкальными, литературно-искусствоведческими и др.

Художественные конкурсы включают в себя конкурсы исполнительского мастерства (песен, танцев, вокала, чтецов и т. д.) и конкурсы творческих работ: авторских рисунков, песен, картин, скульптур, предметов прикладного искусства (изделий из соломки, ткани, бумаги, природного материала и т. п.), материалов устного народного творчества (пословиц и поговорок, песен, частушек своего края).

Конкурсы технического творчества могут быть общими (на лучший прибор, макет, модель, на лучшее выполнение операций технического обслуживания) и тематическими (на лучшую модель сельскохозяйственных машин, автомобилей, образцов изучаемой техники и т. п.).

На краеведческий конкурс могут быть представлены изготовленные учащимися карты, отражающие жизнь своего края, его полезные ископаемые, лечебные травы и т. д.; фотографии памятных мест, редких животных Республики Беларусь, любительские фильмы («Чудесные уголки природы Беларуси», коллекции природных богатств своего края, гербарии ценных растений и т. д.).

В колледжах и профессионально-технических училищах проводятся конкурсы профессионального мастерства («Лучший по профессии», «Лучший механизатор», «Лучший пахарь», «Лучший строитель», «Учитель (воспитатель) года (XXI столетия)» и др.

Программу, творческие задания, перечень оборудования и материалов, необходимых для проведения конкурса, разрабатывает оргкомитет.

Для оценки выполнения участниками конкурса каждого элемента теоретического и практического задания создается жюри. При оценке учитывается время, затраченное на выполнение задания, качество его выполнения, умение рационально организовать свою деятельность, выбрать оптимальные средства и методы решения стоящих задач. Для этого разрабатывается система оценок по каждому элементу конкурса. Перед началом конкурса председатель жюри знакомит его участников с условиями, проводит жеребьевку. В функцию жюри входит также подведение итогов в конце конкурса. Рассмотрим некоторые примеры конкурсов.

Конкурс «живых» картин.

Конкурс «живых картин» направлен на выявление и развитие актерских способностей учащихся, их фантазии, воображения. Он чаще всего является частью большого воспитательного мероприятия (вечера, КВН и т. д.).

На этот конкурс каждый коллектив готовит по одной «живой» картине на основе известных произведений живописи, либо по определенным темам из области искусства и т. д. «Живые» картины декорируются и костюмируются. Конкурс проводится очень быстро и вносит разнообразие в проводимое мероприятие.

Конкурсно-развлекательные программы — это развлекательные программы с элементами конкурса. Такие программы пользуются популярностью у населения всех возрастов. Их цель — организация отдыха и создание атмосферы хорошего настроения, что часто проходит в игровой форме.

Познавательные конкурсные программы — программы, целью которых служит получение новых знаний по определённым темам, расширение кругозора участников.

Конкурсные шоу-программы — зрелищные концертные программы, целью которых служит выявление победителей в определённых номинациях.

Формы и методы развлекательных и познавательных конкурсных программ весьма разнообразны: викторины («Эрудит»), игровые программы (проведение конкурсов по определённому сценарию — «В гостях у весёлых клоунов», «Лукоморье», где ведущие становятся главными героями программы). В наши дни большое распространение получили игры по сюжетам популярных телепередач — «Угадай мелодию», «Музыкальный ринг» и др.

Эффективность конкурсов в значительной мере зависит от продуманности программы, которая должна включать не только чисто информативные моменты, но, главным образом, отработку важных интеллектуальных и практических умений, развитие и демонстрацию учащимися творческих способностей.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна