Клубная драматургия, ее особенности
Термин «клубная драматургия» используется как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле оно означает какое-либо литературно-драматургическое произведение (пьеса, либретто, киносценарий, телевизионный сценарий и т. п.), требующее своего воплощения средствами того или иного вида искусства. В этом смысле различают драматургию театральную, музыкальную, эстрадную, цирковую, телевизионную, кино и радиодраматургию. В широком смысле слова драматургия есть продуманная, специально выстроенная и организованная структура композиции какого-либо материала (доклада, фонограммы, программы, звуковая и хореографическая драматургия, драматургия клубного мероприятия).
Драматургия — это намерение создать напряженность, насыщенность в структуре какого-либо явления, события, ситуации, освещаемых в клубном мероприятии.
Клубную драматургию следует понимать как некую продуманную драматургическую ситуацию, которая предполагает определенный, в соответствии с замыслом организатора (сценариста, режиссера) порядок взаимосвязи выступлений, концертных номеров, эпизодов, иллюстраций, эффектов и т. п., выстроенный в непременной нарастающей последовательности. Клубная драматургия многое заимствовала из других видов драматургий: — из драматургии театра — концентрацию событий, из драматургии кино — ее монтажный характер, из драматургии эстрады и цирка — фрагментарность построения, из телевизионной — документальность повествования Подобно этому, в клубном массовом мероприятии есть определенные куски и фрагменты, которые объединяются в одно общее действо или повествование. У драматургии массовых представлений клубная драматургия заимствовала возможность импровизации, так как никогда невозможно абсолютно точно определить, как поведет себя аудитория клубного мероприятия, особенно если оно проводится на открытом воздухе, парке, стадионе. Здесь и нужна импровизация.
— построения действия по принципу массовости,
— отражение наиболее злободневных для данной конкретной общности людей (рабочих, крестьян, учащихся) политических, профессионально-производственных, бытовых вопросов),
— построения действия по эпизодам, а не по актам, как в театре.
Сценарной основой нового агитационно-пропагандистского действия стала «клубная пьеса», строящаяся как «синтетический спектакль» с использованием всех возможных средств включения зрителей — участников в действие. Так родился жанр «клубная драматургия» как специфическая сценарная основа художественной работы, воплощенная в сценарии.
Особенности клубной драматургии.
Клубной драматургии присущ ряд особенностей, которые отличают ее от всех других драматургических форм.
1. Актуальность. Большинство сценариев отражают насущные проблемы современности. Например, в драматургии акции «Анти.» поднимаются проблемы, которые волнуют людей сегодня — наркомания, распространение СПИДа, пьянство и алкоголизм среди молодежи, рост преступности и т. п.
2. Документальность. Документальный материал не используется в «клубной драматургии» в «голом виде». Он обрабатывается, конкретизируется материалом из жизни страны, района, коллектива, отдельной личности или определенной социальной группы. Документальность — это всегда рассказ о подлинных событиях и судьбах, дополненный художественным материалом.
3. Собирательный характер клубной драматургии. Массовое мероприятие — это всегда синтез сюжетных элементов. В клубной драматургии находят свое место и готовые художественные произведения или их фрагменты. К тому же, используется и документальный, местный материал. В результате творческого монтажа документального и художественного материала рождается сценарий, а на его основе и художественно-публицистическое представление, которое воспринимается зрителями как единое целое.
4. Действенный характер клубной драматургии можно рассматривать в двух аспектах: а) сценарист при разработке сценария должен позаботиться о том, чтобы представление, вечер, праздник и другие формы культурно-досуговых мероприятий носили динамичный, действенный характер — развивались события, происходило действие на сцене, в зале. б) будущее мероприятие рассчитано на частичное или полное участие самих зрителей — участников мероприятия. Для этого необходимо знать потенциальную аудиторию и продумать моменты и способы ее активизации.
5. Создание сценария как формы жизни клубной драматургии — это коллективный творческий процесс. Сценарии довольно редко создается одним человеком, чаще — группой людей.
6. Единство драматургической и режиссерской разработки, поскольку сценарий обычно пишется самим режиссером на конкретное мероприятие. Готовый сценарий очень редко можно воплотить полностью в разных условиях действия досугового учреждения.
7. Объективная обусловленность, то есть необходимость создания сценария к конкретному мероприятию. Это чаще всего социальный заказ.
8. Композиционное построение является, пожалуй, основной особенностью клубной драматургии. Композиционное построение зависит от замысла будущего мероприятия, который основывается на теме (она должна быть общественно-значимой, интересной, проблемной, эмоциональной), идеи (чего хочет добиться автор сценария) и материале (документальном, художественном, публицистическом).
В зависимости от замысла выбирается форма будущего культурно-досугового мероприятия — праздник, вечер, карнавал, шоу, утренник и т. д.
Замысел воплощается через композицию, основными элементами которой являются: пролог (вступление, экспозиция), развитие действия, кульминация (наивысшее эмоциональное и смысловое напряжение в мероприятии), развязка, эпилог.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.