Чувашский музыкальный фольклор в процессе музыкального обучения и воспитания

Событие завершилось
12+

Одной из основных проблем музыкального обучения и воспитания является определение соответствующего педагогического музыкального материала, с которого целесообразнее начинать первые шаги в освоении музыки.

Известный композитор и педагог, создатель педагогической концепции музыкально-эстетического воспитания Д.Б. Кабалевский писал: «…музыкальное воспитание должно строиться на органичном сочетании трех элементов: народной музыки, классической и музыки современной». Актуальным при этом остается вопрос о начальном музыкальном материале, который бы способствовал эффективности музыкального обучения и дальнейшему приобщению учащихся на его основе к высокохудожественной музыкальной культуре.

В отдельных современных западных методиках музыкального воспитания обучение музыкальному искусству начинается с поп- и рок-музыки. В этом же плане используется и джазовая музыка как средство, позволяющее «вывести» учащихся на классику. «Отчего бы нам не попытаться привести наших учеников через джаз к Баху, Моцарту, Бетховену, Хиндемиту и Стравинскому?». В педагогической практике других зарубежных педагогов современная поп- и рок-музыка приравнивается к классической музыке.

В прогрессивных зарубежных методиках музыкального воспитания З.Кодаи, (Венгрия), Б.Тричкова (Болгария), К.Орфа (Австрия), Пьера ван Хауве (Голландия), Акико Сэки (Япония) на первоначальном этапе музыкального обучения основным художественно-педагогическим средством служит народная музыка.

Отечественная музыкальная педагогика, используя опыт лучших педагогов-исследователей, также основывается на применении    в    процессе    начального    музыкального    обучения народной музыки. «Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка народу, от его народной песни».

В этом плане чувашская народная песня имеет неограниченный воспитательный потенциал и большие возможности использования ее в качестве музыкально-педагогического средства.

Рассмотрим более подробно музыкально-педагогические особенности чувашского песенного фольклора. В чувашской народной песне отражены труд и быт народа, его взгляды на природу и общество, морально-этические и эстетические идеалы. В ней присутствуют гуманизм и заботливое отношение людей друг к другу. Чувашская народная песня воспитывает вежливость, уважение к старшим, верность и справедливость, любовь к учению и скромность. Ученые отмечали, что чувашская народная песня среди песен других народов выделяется своей эмоциональной настроенностью, слиянием человеческих чувств и переживаний с картинами и образами природы. В ней мы встречаем отождествления человеческих достоинств с окружающей природой: примеры мужества и силы — дуб, быстроты -ветер, стройности — береза и камыш, красоты — цветок.

Ведущий чувашский ученый, этнопедагог  Г.Н. Волков, характеризуя чувашские традиции в эстетическом воспитании, подчеркивал: «В народном творчестве суждений о красоте почти нет. Народ пел красивые песни, создавал красивые орудия труда и одежду, прекрасны были народные праздники. Красоту народ ценил в деле, в действии, в действительности слов о ней было мало: ее надо было понимать и чувствовать. Прекрасное — не самоцель, оно неотъемлемая часть жизни народа» .

Ценность чувашской народной песни мы видим в ее правдивости и глубине содержания, в выразительности формы. В центре внимания песен — человек во всем богатстве его лучших нравственных качеств, олицетворяющий идеал народа, и в этом проявляется их эстетическая закономерность. В чувашской народной песне выражены такие человеческие чувства и эмоции, сопереживание которых морально возвышает и обогащает личность. А это всегда находит понимание у различного слушателя, что в значительной степени способствует проявлению ее воспитательного воздействия.

Возможности идейного воспитания у чувашской народной песни также велики: текст делает более конкретными и определенными мысли, а музыка своей образной и эмоциональной силой умножает воздействие слов. В таких песнях, как «Ака-суха юрри» («Песня о сохе и плуге»), «Вăрман урлă каçрăмăр» («Через лес мы перешли»), «Çерем ватса вир акрăм» («А мы просо сеяли»), содержание проникнуто ощущениями глубокой привязанности и преданности своей родине, народу и родным местам.

Влияние чувашской народной песни на формирование определенных нравственных качеств и черт характера, душевный строй и принципы поведения личности заключается в эмоциональном воздействии песни, вытекающим из ее выразительной природы, ибо все, что относится к нравственности, непосредственно связано с чувствами. В песнях «Шăнкăрч» («Скворушка»), «Вӗç, вӗç, куккук» («Лети, лети, кукушка»), «Вӗлле хурчӗ» («Пчелка»), «Çӗмӗрт çеçки çурăлать» («Расцвела черемуха») отражается любовь чувашского народа к своей матушке-природе и т. д.  

Чувашский музыкальный фольклор как эффективное средство музыкального обучения и воспитания

Значение формирования музыкально-эстетической культуры личности достаточно велико. Требования, предъявляемые современным обществом к личности любого рода профессии, предусматривают, прежде всего, разносторонний кругозор и высокий уровень ее культуры. Проблема формирования музыкально-эстетической культуры личности средствами национального музыкального фольклора на сегодняшний день является наиболее актуальной.

В  исследовании  рассмотрены музыкально-педагогические возможности чувашского музыкального фольклора, в частности, его использование в качестве эффективного средства формирования основных компонентов музыкально-эстетической культуры личности.

Мной  определены и теоретически обоснованы основные компоненты музыкально-эстетической культуры личности, которые включают в себя:

а)        музыкально-эстетические потребности;

б)        эстетическое восприятие и понимание музыки;

в)        музыкально-эстетические знания, умения и навыки;

г)        музыкально-эстетические оценочные представления

и суждения;

д)        музыкально-эстетический вкус;

е)        музыкально-эстетическая деятельность.

Рассмотрим более подробно процесс музыкального обучения и воспитания с использованием чувашского музыкального фольклора.

Эстетическое восприятие и понимания своей национальной музыки является более доступным для личности и осуществляется значительно легче и быстрее. В этом сказывается и исполнение фольклорных песен на родном языке, особенности национальной мелодии, национального музыкального мышления и менталитета личности. Все это способствует эффективному эстетическому восприятию, более глубокому пониманию содержания и особенностей музыки.

С этой целью в специально разработанной учебной программе представлены одноголосные чувашские народные песни и попевки, которые по своему содержанию созвучны жизненному опыту и опыту музыкально-эстетического восприятия учащихся. Чувашский фольклорный материал, предложенный в этих учебных программах, обогащает метроритмические слуховые представления, способствует активному развитию гармонического и полифонического слуха, раскрытию творческих и музыкально-исполнительских возможностей обучаемого. Эстетическое восприятие и углубленное понимание содержания чувашской фольклорной музыки, овладение на ее основе музыкально-эстетическими знаниями, умениями и навыками формирует в сознании личности определенные отношения к музыке. Эти отношения являются основой для развития личностных оценочных представлений и суждений. Эстетическое восприятие и осознанное понимание высокохудожественной национальной народной музыки способствует формированию правильных и разносторонних музыкально-эстетических оценочных представлений и суждений.

Уровень музыкально-эстетического вкуса соответственно определяет музыкально-эстетические потребности личности. Формирование  музыкально-эстетических  потребностей  личности обучаемого к лучшим образцам музыкального искусства осуществляется на основе ее приобщения к восприятию высокохудожественной национальной народной музыки.

Таким образом, изложенное выше позволяет нам утверждать, что такие элементы чувашской народной песни, как:

а)        родной язык;

б)        особенности национальной мелодии;

в)        национальное музыкальное мышление и менталитет;

г)        идейно-нравственная направленность;

д)        эстетическая направленность;

е)        художественная направленность

способствуют эффективному формированию основных компонентов музыкально-эстетической культуры личности.

Заключение

Музыкальное искусство чувашского народа всегда развивалось главным образом за счет собственных «внутренних» потенций. Это было подлинное самодвижение культуры. Картина развития современного народного музыкального искусства Чувашии находится в процессе становления. Основным смыслом всей исследовательской работы остается не просто выявление и обработка  народных песен, а сохранение и развитие самобытности этого явления. Безусловно, это будет обогащать как собственно народную, так и мировую культуру. Хочется надеяться, что данная работа будет способствовать появлению других исследователей, мастеров, музыкантов, и мы сумеем приблизиться к высокому уровню народной музыкальной культуры.


Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна