Праздник как комплексная массовая форма социально- культурной деятельности. Особенности и основные структурные элементы праздника

Событие завершилось
12+

Главная функция праздника — социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции. Праздничный спектакль любого уровня строится по образу семейного праздника, при этом делаются попытки усилить интеграцию социокультурных полей, приблизить управляющих к управляемым, главу государства к народу. В общем, сплотить ту или иную социальную общность.

Формирование общества потребления превращает бизнес в ключевого участника праздничного дискурса. Праздник — это инструмент маркетинга. К тому же, праздник выполняет важную функцию релаксации. Праздник делает перерыв в рутинизированной жизни человека. Формы — программы культурно — досуговой деятельности не существуют сами по себе. По отношению к содержанию форма — программа носит зависимый характер. Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение.

Формы — программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности. Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений — это способы и приёмы организации клубной аудитории.

В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальныегрупповые и массовые.

Массовые формы работы предполагают включение в действие большого числа участников (народные гуляния, балы, маскарады, шоу, дискотеки и др.). При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно. Выбранная форма программы влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, лепит форму. Форма — это способ существования содержания.

Особенности и основные структурные элементы праздника

Праздник — это:

1) День (или ряд дней), установленный в честь или в память кого-нибудь.  

2) День, отмечаемый церковью в память религиозного события или святого.

3) Выходной, нерабочий день.

4) День радости и торжества по поводу чего-нибудь. 5) День игр, развлечений.

(Большой Толковый Словарь С. И. Ожегова)

Праздники существуют с глубокой древности в каждом обществе, в любой культуре. Праздник — это наиболее древний и постоянно воспроизводящийся элемент культуры.

Праздник — это форма, которая позволяет рассматривать в единстве элементы культуры, передаваемые традицией, а также появление новых элементов.

Потребность в празднике обусловлена стремлением наполнить, обновить, гарантировать, подтвердить ценность культурного, национального и общественного блага:

1) пока жива ценность, она оформлена в празднике,

2) когда наблюдается упадок веры в ценность (идею), потребность в празднике, который реализует эту идею исчезает. Появляется новая идея, — появится и новый праздник.

В характерные особенности праздника входит:

— его непрерывность (он существует от эпохи палеолита дот наших дней);

— связь с объективными ритмическими явлениями жизни (с ритмом природы, с ходом истории);

— коллективный характер празднеств (определенная группа людей считает определенный праздник своим достоянием и органичным способом выражения своих ценностей);

— культурная ценность праздника, которую хранят, оберегают и передают из поколения в поколение.

Праздник есть первичная форма человеческой культуры, в которой различные структурные единицы бытовой деятельности приобретают символико-смысловое значение — знаковость, семиотичность. Просто еда (каждодневная) и праздничная ритуальная трапеза, одежда на каждый день — обрядовое ряженье и т. д.

Заметную роль в исконно народном празднике играет хореография, праздничная традиция не представляется завершенной без включения в нее народного танца. Ибо танец, есть игра, именно здесь человек удовлетворяет свои потребности и интересы. Празднично — обрядовая деятельность является важнейшим элементом культуры народа, одной из форм ее функционирования. Это дает основания для осмысления в ней роли народного танца. Важным аспектом понимания места народного танца, является восприятие его в контексте празднично — обрядовой культуры, в контексте многосторонней сложности идейных, нравственных, эстетических сил преобразования общества.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна