Обучение

Народно-сценический танец

Событие завершилось
16+

Народный танец — древнейший вид искусства, вобравший в себя многовековой опыт человеческой деятельности, в котором получили отражение лучшие черты народного характера, картины народной жизни, быта, труда, родной природы. Как считает А.С. Фомин, народный танец создавался в историческом прошлом большой общностью людей в результате многочисленных попыток и коллективного творчества, а также путем отбора наиболее удачных их вариантов на основе преемственности и традиций [22]. В народный танец вложены глубокий смысл и богатое содержание. Он отражает исконные пространственно-временные ориентиры, сложившиеся в этнокультурном сознании определенного народа под влиянием мифологических, природных и социально-исторических условий жизни этноса. Народный танец является синкретическим видом искусства и неразрывно связан с языком, устным народным творчеством, религией, декоративно-прикладным искусством, костюмом, обычаями, традициями, обрядами, которые оказали определенное влияние на его художественно-образное содержание, лексику, композицию и приемы исполнительского мастерства.

До настоящего времени существуют разночтения и терминологическая неупорядоченность в определении понятия «народный танец». В различных литературных источниках нередко так называют и истинно народный танец, ставший основой сценических обработок, и сами эти сценические обработки. Некоторые исследователи применяют этот термин как синоним фольклорного танца либо, напротив, для того, чтобы от фольклорного танца отмежеваться, обозначая «народным танцем» более поздние слои танцевальной культуры. Предлагаются и иные возможности -включить в это понятие весь спектр разнообразных реалий народной танцевальной культуры, в той или иной степени восходящих к культуре традиционной, а также явления бытовой танцевальной культуры, приобретшие относительную устойчивость в народной традиции [12]. Так, В.Е. Баглай в работе «Этническая хореография народов мира» определяет народный (этический) танец как танец определённого народа (этноса), сложившегося на базе народных танцевальных традиций [2]. По мнению А.А. Климова, словосочетание «народный танец» в совершенном понимании включает и более позднее наслоение — обработку фольклорного первоисточника, что несколько расширяет это понятие и позволяет родиться новому «народно-сценическому танцу» [10].

Как явление культуры, народный танец существует на протяжении всей истории развития человечества. Во все времена он был тесно связан с жизнью и бытом людей. Изменения жизнедеятельности людей на различных этапах развития этноса влекли за собой изменения культуры, которая включает в себя все материальные, духовные и соционормативные ценности. Изменения различных сфер культуры изменяли и танец по тематике, композиции, стилевым краскам. Находясь в постоянном функционировании и движении, он не мог оставаться неизменным, а постоянно трансформировался и потому содержит в себе как традиционные, так и инновационные явления.

В традиционной культуре, по мнению Н.А. Томилова, выделяется традиционно-бытовая (народная, фольклорная) и традиционно-профессиональная культура [18]. В развитии народного танца как составной части традиционной культуры мы также можем проследить две тенденции: одна ведёт к бытовому танцу, другая — к сценическому. Как считает Г. Добровольская, бытовые танцы исполнялись ради удовольствия самих танцующих. Основу этой группы танцев составляли простейшие комбинации, доступные широким массам, не имевшим специальной подготовки. Наибольшее развитие в них получили темпы, ритмы, разнообразные переходы и смены фигур. В сценических танцах, по мнению автора, налицо техническое совершенствование, постоянное усложнение танца разными новыми фигурами и коленцами. Развитость народного танца, как верно отмечает Г. Добровольская, в значительной мере зависела от степени профессионализации [9].

Следовательно, народный танец исторически развивался и продолжает развиваться по двум основным направлениям: непрофессиональный (народное творчество) и профессиональный. Непрофессиональный танец включает в себя весь спектр народной танцевальной культуры (традиционный и фольклорный танец), а также самодеятельное хореографическое творчество. Для народного танцевального творчества важным фактором всегда было сохранение национальной традиции, самобытности, массовое участие самого народа в творчестве. Народное танцевальное творчество, став основой профессионального народного танца, не остановилось в своём развитии, а продолжало функционировать и развиваться в народной среде параллельно с профессиональным искусством народного танца. На первых этапах своего существования танец являлся неотъемлемой частью обрядов и развивался как обрядовая хореография, основными функциями которой были утилитарно-практическая и религиозно-магическая. С течением времени народное танцевальное творчество расслаивается на две составляющие части. С одной стороны, в народе продолжали существовать обрядовые и бытовые формы танца. С другой стороны, появилось новое направление — самодеятельное хореографическое творчество. Начиная с 20-х годов XX в. в нашей стране создается большое количество любительских танцевальных коллективов (кружков, студий и ансамблей). Проводятся смотры, конкурсы, фестивали, олимпиады народного художественного творчества.

Профессиональный танец создается искусственно творческой элитой, теми, для кого творчество стало основным видом деятельности. Он включает в себя характерный танец на балетной сцене, а также народно-сценический танец, получивший развитие в деятельности профессиональных ансамблей народного танца. По мнению В.М. Пасютинской, профессиональное искусство утвердило на сцене характерный танец, т. е. танец, передающий национальный стиль, и народно-сценический танец, т. е. танец народный, но подчинённый правилам сценического воплощения, законам сценического искусства [14]. Профессиональный танец использует опыт фольклорного и бытового танца, выдвигая нередко вместе с тем иные эстетические ценности и каноны. Взаимодействие разных танцевальных сфер, по сути, определяет характер пластического мышления близких к нам исторических эпох и своеобразие танцевальной лексики.

Термин «характерный танец» утвердился в практике балетного театра (у некоторых авторов — народно-характерный / народно-сценический). На протяжении трёх веков понятие «характерный танец» то сужалось, то расширялось до такой степени, что терялись границы, отделяющие «характерный танец» от других танцевальных категорий. Как пишет Ю.О. Слонимский в своей статье «Путь характерного танца» (1938), в дореволюционном балете под характерным танцем подразумевали преимущественно сценические варианты всевозможных национальных плясок [10]. В настоящее время «характерным танцем» считается танец, лексика которого сложилась на основе народных танцев, преобразованных по законам классического балета.

Народно-сценический танец как особый вид хореографического искусства зародился в нашей стране относительно недавно — в конце 30 гг. XX века. Народно-сценический танец отличается от утвердившегося на профессиональной сцене с начала XIX в. характерного танца (характерный танец унифицирует национальный стиль, подчиняет его условному балетному танцу). И.Э. Бриске предлагает следующую трактовку народносценического танца: «Народно-сценический танец — это народный танец и варианты его интерпретации в рамках сценического пространства и по законам театрального действия» [5].

Наиболее значимыми событиями в истории народносценического танца было создание Т.А. Устиновой танцевальной группы хора им. Пятницкого (1926 г.) и Государственного академического ансамбля народного танца СССР под руководством И.А. Моисеева (1937 г.), благодаря которым у публики и профессиональных хореографов появился огромный интерес к этому виду танца. Новый метод создания сценического танца, основой которого стало творческое воссоздание и отображение танцевального фольклора, дал толчок к развитию исполнительского мастерства, что и послужило причиной возникновения новых педагогических подходов в воспитании исполнителей народного танца.

Таким образом, в разноголосице терминологических толкований убедительнее, с нашей точки зрения, такая позиция: понимать под «народным танцем» всё многообразие видов танцевальной культуры, в той или иной мере сопрягающихся с народной традицией (и глубинной, и более поздней). Следовательно, объем понятия «народный танец» составляет ряд входящих в него явлений:

  • 1) танцевальный фольклор;
  • 2) все виды сценического народного танца (самодеятельного и профессионального).

Народный танец, понимаемый широко, есть совокупность традиционно-бытовой и традиционно-профессиональной танцевальной культуры этноса. Народный танец в узком понимании — танец, созданный этносом и распространённый в быту, обладающий национальными особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения. В то же время народно-сценический танец является одним из видов современной танцевальной деятельности, базирующейся на культуре конкретного этноса.


Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна