Лекция на тему «Разнообразие музыкальных жанров»

Событие завершилось

В музыкальной культуре человечества за прошедшие века как в волшебной копилке накопилось множество разнообразных музыкальных произведений и отдельных мелодий. Различных по содержанию, настроению, написанных для солистов и различных групп исполнителей. Все они относятся к разным видам, так называемым жанрам. Понятие — жанр — принадлежит не только к музыкальному искусству. В литературе, живописи и др. искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе — это роман, повесть, рассказ; в поэзии — сонет и баллада; в живописи — пейзаж и портрет; в музыке — вокальная, камерная, симфоническая музыка и т. д. Значит к одному жанру мы можем отнести произведения, написанные для определённого состава исполнителей, сходных логикой построения, способностью передать характерные черты эпохи, времени своего возникновения, с типичным кругом образов и жизненным предназначением. В музыке понятие жанра очень ёмко и многогранно. Например, к камерному жанру мы относим произведения, написанные для отдельных инструментов (фортепиано, скрипки, трубы и т. д.) и для небольших ансамблей и оркестров. В каждом жанре складывается своё, определенное сочетание выразительных средств, комплекс художественных приёмов, которые легко узнаются и запоминаются. Одним из древнейших музыкальных жанров является народная, фольклорная музыка, в основе которой лежит песенная мелодия, передающая особенности национального колорита в произношении гласных звуков и слов, присущие определенным районам. Особая манера исполнения играет здесь очень важную роль. Это связано со многими особенностями культуры и быта. Недаром фольклор (староангл.) переводится как — Народная мудрость. Есть жанры, которые порождены были непосредственно народным творчеством. Это своего рода "первичные жанры" музыкального искусства. Их всего лишь два — песня и танец. Песня — жанр не только народной, но и профессиональной музыки. К числу создателей песни, в духе народной, принадлежал рад русских композиторов первой половины XIX века, таких как Алябьев, Варламов, Гурилёв и другие. Рядом с песней существует другой, родственный ей жанр вокальной лирики — романс. Нелегко провести точную грань между песней и романсом. И всё же можно указать более или менее устойчивые различия. Прежде всего: романс — более сложное и развитое по форме произведение. Чувство в нем носит характер более личный, интимный. Романсы пишутся на возвышенные поэтические тексты, в которых мечты и душевные порывы героя созвучны состояния окружающей природы. Хоровое пение — один из жанров вокальной музыки. Хоровое исполнение подразумевает гармоничное звучание различных партий голосов, единое чувство, настроение, всеобщее стремление каждого участника коллектива донести до слушателя замысел композитора, раскрыть все нюансы художественного содержания произведения. Для хора пишут песни, отдельные хоровые произведения, хоровые поэмы; хор — одно из главных "действующих лиц" в опере. Удивительные по красоте русские плясовые и протяжные песни вдохновляли композиторов на создание произведений с использованием подлинных тем народных мелодий, которые неоднократно повторяясь изменяются темброво, фактурно и мелодически, как бы варьируются. Такой жанр и форма получили название — вариации. Одним из старейших музыкальных жанров можно назвать жанр прелюдии. Прелюдия — предварительная игра. В XVII веке прелюдия открывала танцевальные сюиты, предшествовала фуге, предваряла церковное песнопение — хорал. Это чисто импровизационный жанр. Прелюдировать — значит свободно фантазировать. Музыка не существует вне времени. Слушая прелюдии И.С. Баха, мы словно переносимся во времена подчас далёкие от нас, и можем почувствовать те настроения и мысли, которые волновали людей той далёкой эпохи. В развитии жанра складывается определённый тип мелодии, черты ритмического рисунка и облик аккомпанемента. Вот уже более двух веков живет и пользуется неизменной любовью танец, то плавный, то подвижный в 3-х дольном ритме, с характерным аккомпанементом. Это — вальс. Признанным королём вальса считают австрийца Иоганна Штрауса. Однако невозможно представить себе музыкальное искусство без вальсов Фредерика Шопена, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева. "Вальс-фантазия" М.И. Глинки — шедевр русской классической музыки.

Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна