Лекция «Гусли на Руси: история возникновения, значение, традиции, интересные факты»

Событие завершилось

Всплеск интереса к этнокультуре в современной России — не просто тренд, а попытка переоценить многовековую историю нашего государства, его культуру и глубинные смыслы. Гусли — народный, исконно русский инструмент, звучание которого моментально погружает слушателя в атмосферу русского быта, праздника или детской колыбельной. Звонкий, яркий и одновременно нежный, утонченный звук гуслей восхищает и завораживает с первых минут как ценителя, так и случайного слушателя.
Гусли в народной культуре
Гусли — популярный инструмент, аналоги которого можно встретить в Древней Греции (кифара), Армении (канон), Иране (сантур), Латвии (канклес) и Финляндии (кантеле). Общие черты обнаруживаются у гуслей с арфой и лирой.
На протяжении многих веков именно гусли были символом Руси. Они — древнейший инструмент, неразрывно связанные с былинами, сказаниями и древними летописями. Место и время возникновения гуслей история умалчивает, однако то, что инструмент сопровождал всю древнюю историю Руси — несомненный факт. Например, игрой на гуслях в совершенстве владели практически все богатыри из самых древних русских былин — Добрыня Никитич, Садко, Боян, Соловей Будимирович и т. д.
Нередко тончайший звук гуслей сравнивают со звучанием натянутой тетивы. Интересно, что в древности тетива называлась «гусла». Кстати, это — одна из первых гипотез появления названия инструмента и даже его строения. Кто знает — не был ли он впервые сделан в боевом походе из подручных средств?
Первое упоминание. Легендарные гусляры-сказители
Первое достоверное упоминание русских гуслей датируется еще V веком, в византийских источниках. Первая археологическая находка была обнаружена только в XI веке. А образ гусляра — бродячего певца, который рассказывает былины и сказания под музыкальное сопровождение, пронизывает всю культуру Древней Руси в целом. Отсюда еще одно название исполнителей — «сказители», то есть те, кто рассказывает музыкальные истории.
В известнейшем памятнике древнерусской литературы XII веке «Слове о полку Игореве», рассказывающем о походе Игоря Святославича на половцев, сказитель-Боян, прославлявший подвиги князей своей игрой на гуслях, описывается непосредственно во вступлении.
Несмотря на то, что в сохранившемся тексте отсутствует название инструмента, принято считать, что он играл именно на гуслях. Это связано с тем, что на момент похода гусли стали, во-первых, наиболее распространенным инструментом на Руси, и, во-вторых, потому что издревле игра на гуслях связывалась с величием, мудростью и могуществом исполнителя. Гусли были не просто музыкальным инструментом, а способом познания мира и донесения истины, они всегда неразрывно связаны с передачей мудрости. Именно поэтому Боян в сказании предстает не только величайшим сказителем, но и предсказателем — хвалебные оды относительно князя становятся вещими. Примечательно, что художники практически никогда не изображают Бояна без гуслей, а нередко — именно инструмент становится центром композиции.


Скоморохи
С гуслями неразрывно связана и культура скоморошества. И хотя скоморохи (они же скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) не одно и тоже, что гусляры-сказители — их преемственность несомненна. В.Даль дает такое определение слову «скоморох» — «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; медвежатник; комедиант, актёр и пр." То есть само понятие скоморошества шире — оно включает в себя и представление, и танец, и юмор, и другие музыкальные инструменты, на первый план здесь выходит развлекательный аспект, и все же гусли почти всегда являются неотъемлемым атрибутом певцов-затейников, представляя собой некий смысловой стержень их представления, на который нанизывается все остальное. Они не просто развлекают толпу, они также являются носителями мудрости, но передают свои знания уже не открыто, а в завуалированной форме и в шутливой манере подачи. Скоморохов приглашали на свадьбы, похороны, княжеские застолья — их выступления стали неотъемлемой частью каждого празднества, пира или панихиды. Сюжеты с выступлениями скоморохов изображены даже на фресках Софийского собора в Киеве (1037 г.). Наибольший расцвет культура скоморохов получила в XII веке. Однако потом она стала постепенно угасать и даже подвергаться гонениям, как и игра на гуслях в целом — это связано с тем, что гусли обоснованно считались языческим инструментом, воспевавшим, в первую очередь, события и верования дохристианской древности.
Гусли и раннее православие. Царь-гусляр
Однако иногда под аккомпанемент гуслей проводились и некоторые религиозные обряды, и наставления. То есть музыка гуслей неразрывно связана как с дохристианской натурфилософией (отсюда идут ее корни), так и с ранним православным богослужением (частью которого гусли стали, видимо, по причине своего повсеместного распространения). Например, интересный момент встречается в Библии, когда Царь Давид пел стихи под аккомпанемент гуслей, и даже изгонял из Саула злого духа своей игрой (1 Цар. 16, 23). Однако Царь Давид — не только библейский персонаж, а один из наиболее известных фольклорных образов на Руси, где он приобрел новые черты и соединился с образом древнего Мудреца-Сказителя (то есть Великого Гусляра). Он появляется еще в "Голубиной книге" — известнейшем литературном памятнике, сборнике восточно-славянских духовных стихов, созданных в форме диалогов о различных явлениях мира (о географии, естественных науках, этике, космогонических аспектах и т. д.).
Многие историки подчеркивают, что образ Царя Давида из русской фольклорной традиции отличается от библейского. Наиболее узнаваемым образом царя Давида на Руси является облик идеального властителя, доброго, мудрого и справедливого царя, искусно владеющего гуслями. Давид предстает хранителем тайных знаний, мудрецом и пророком, именно он в «Голубиной книге» отвечает на вопросы Волотомана Волотомановича о мироустройстве. Нередко в народном изобразительном творчестве он окружен дикими животными, которые завороженно слушают его игру, что также перекликается с дохристианскими образами.



Состоится лекция, посвященная происхождению гуслей.
Само слово «гусли» имеет интересную этимологию. «Гудебными» изначально именовались не только гусли, а вообще все струнные инструменты. «Гусли» — исконно русское слово, произошедшее от глагола «гудеть». «Гусль» — одна струна, а «гусли» — струнный ряд.
Занимательно, что звук «гу» на санскрите означает «звучать». «Гукнуть» означает издать какой-то звук, а «ни гука» равноценно «ни звука». Однако «гу» на санскрите значит также и глагол «двигаться». Гусляры чаще всего исполняли свои песни на ходу, вопреки распространенному заблуждению, будто они исполняли песни сидя. Традиция «сидячего» исполнения пришла позже, когда игра на гуслях стала приравниваться к искусству. Этот же звук можно найти в словах «гул» и «гулять». Поэтому «отгулять» — слово, в котором одновременно подразумевается и звук, и действие (музыка, танцы, развлечения, песни).
Лебединый строй
Нередко гусли сравнивают с лебедями. В природе птицы летают упорядоченным строем. Также расположены и струны на гуслях — в строгом порядке звукоряда. В народе звончатые гусли обычно выполнялись именно в форме треугольника — именно так выглядит и птичий клин.
Мифологическая птица-лебедь, которую называют Острафиль (Острахвиль), выступает «старшей» в строе лебедей, ведущей за собой всю стаю. В ряде гуслей наиболее важное значение отдается нижней струне, в народе именуемой «басок». Она — точка отсчета и именно по настройке «баска» задается звуковой тон всех остальных струн.
Однако Острафиль — символ не самой крайней струны или начала настройки инструмента. Она — наиболее низкий звук диапазона. Как лебедь-мать мифологически могла привести к бурям и штормам, так грамотная настройка гуслей от самого низкого звука может создать всплеск музыки и неподражаемое звучание.
Какие виды инструмента существуют? Какие лучше выбрать?
Гусли состоят из корпуса, струнодержателя и колки. Корпус включает верхнюю и нижнюю деки, соединенные между собой рамой. Верхнюю деку производят чаще всего из резонансной ели. В ней располагается резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек. Нижнюю деку изготавливают из клена, березы, ореха или рябины. Внутри к декам приклеиваются деревянные бруски — это необходимо для равномерных звуковых колебаний. Современные инструменты чаще делаются из сосны или кедра.
Существуют такие виды гуслей:
Яворчатые. Самые первые гусли были изготовлены из ствола явора (белого клена). Такие гусли еще называют крыловидными или звончатыми. Для них актуален диатонический звукоряд. Особенность — тонкий открылок, не более 11 мм. Этот вид гуслей имеет от 5 до 17 струн, но чаще всего — от 6 до 9. Количество струн зависит от настройки инструмента и необходимого диапазона звучания. Издревле белый клен считался на Руси особенным деревом. Существовало поверье, будто кленами становятся люди, которые были «закляты». Чаще всего в клены «превращали» непослушных детей. Затем музыканты изготавливали из явора гусли, и с помощью музыки «заклятые» рассказывали свои истории. С прагматичной точки зрения клен — один из наиболее крепких видов древесины, отлично подходящий для изготовления столярных элементов, в том числе, инструментов.Шлемовидные. Изначально считалось, что такие гусли, которые еще называют псалтырными, древнерусского происхождения. В современности историки пришли к выводу, что свое происхождение шлемовидные гусли берут в западной Европе. Такой инструмент имеет от 10 до 26 струн.
Лирообразные. Они имеют игровое окно. Были в ходу в Древней Руси и Польше в XI—XIII вв. Если на лирообразных гуслях играют на ходу, то инструмент упирается в брюшной пресс — именно такая техника исполнения распространена у современных гусляров.
Стационарные. Такие гусли также называют клавирообразными, прямоугольными и столообразными. Традиционные гусли — всегда щипковый инструмент, а вот стационарные могли быть и щипковыми, и клавишными. На клавирообразных гуслях играли преимущественно представители русского духовенства. Такие гусли имели фортепианный строй, а расположение струн соответствовало белым и черным клавишам (всего 55–66 струн). Инструмент был распространен среди состоятельных граждан, поэтому в народе стационарные гусли нередко называли «поповскими». Появились они много позже, чем традиционные щипковые образцы.
Интересные факты
Человека, играющего на гуслях, сегодня называют гуслист, а не гусляр. Именно это название считается верным для профессиональных музыкантов. Впрочем, применительно к древним сказителям чаще всего используют другой термин — гусляр. Народный певец, аккомпанирующий себе на гуслях — это также гусляр. Гуслист — слово, закрепившееся уже в XIX веке.
Для развлечения и из эстетических побуждений, при дворе Ивана Грозного был организован личный ансамбль гусляров. Екатерина II также разделяла любовь к звучанию гуслей.
Мировой столицей гусельной культуры считается Санкт-Петербург. Именно там был организован знаменитый «Петербургский клуб гусляров».
Слово «Словиша», которым теперь нередко именуют марки гуслей, ансамбли и группы, было выгравировано на гуслях, найденных на раскопках в Новгороде. На них четко видно слово «Словиша», которое, по всей видимости, — либо имя гусляра, либо название, данное инструменту.
В некоторые периоды истории гусли были вовсе запрещены. Так, с XII по XVI века инструмент считался «порочным». Священники обрекали гусляров на вечные муки, более того — среди вопросов, задаваемых исповедующемуся человеку, были такие: «Пел ли ты бесовские песни? Играл ли на гуслях?» Во время правления Алексея Михайловича Романова гусли массово сжигались. Решение было основано на том убеждении, что такая музыка прославляет языческие верования, а не христианство, тогда уже прочно укоренившееся на Руси.
Где сегодня играют на гуслях
Сегодня гусли — это свежо и аутентично. Этнокультура и народные музыкальные традиции постепенно возрождаются как в своем изначальном виде, так и в актуальных аранжировках. Сейчас этот инструмент есть практически во всех народных оркестрах. Такая музыка — тонкая, красивая и душевная — переносит слушателя в сказочное прошлое, объединяет с культурным наследием древности и выступает своеобразным мостом между человеком современности и его благодаря гуслям можно наполнить любую композицию тонкими вибрациями русского духа. В сети опубликовано огромное количество каверов на хиты таких исполнителей, как «Кино» и «Гражданская оборона». Особый шарм у композиций Enigma, положенных на струны гуслей. Создаются и новые, уникальные партии для гуслей.
Также под гусли особенно ярко и живо звучат народные сказки и былины, возрождается традиция использования гуслей именно в качестве аккомпанирования устной речи. Такой формат подачи сказок успокаивает нервную систему, развивает музыкальную память, слух, образное и абстрактное мышление, способность к творчеству у маленьких слушателей. Сказки под гусли можно назвать настоящей сказкотерапией.
предками.
Гусли — универсальный инструмент, благодаря которому можно создать неповторимую атмосферу веселья, радости или светлой грусти. Древние и современные мотивы находят отклик в сердцах тысячей любителей музыки, а волшебные звуки гуслей сегодня способны зачаровать любого так же, как и наших далеких предков сотни лет назад. Гусли — это связь поколений через столетия, исконная музыка русской души и вибрация жизни.

Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна