День полотенца.

Событие завершилось
12+

История полотенец насчитывает тысячи лет. Первые упоминания о небольших тканевых кусках, предназначенных для обтирания лица, рук и ног есть в Библии. Однако еще более ранние доказательства того, что люди начали пользоваться подобными изделиями для личной гигиены, учеными были обнаружены при раскопках поселений каменного века. В глубокой древности это были кусочки вычиненных шкур, позднее — ветошь или небольшие отрезы тканевого полотна. Изначально их не разделяли по назначению. Только спустя много лет формирование более определенных понятий о чистоте и гигиене привело к появлению полотенец, предназначенных для использования в различных целях. Наши предки — славяне делали их из домотканых льняных тканей, используя для украшения кружево, различные техники вышивки, в том числе лентами или узкими полосками из пестрого ситца. Махровое полотно является ближайшим родственником ковров, и технология их изготовления во многом схожа. Первое махровое полотенце появилось в Турции. История «ворсистых» полотенец уходит корнями в турецкую банную традицию. Хамам играл очень важную роль в жизни турок. Можно сказать, что процесс омовения они возвели в ранг культа. Поэтому и отношение ко всему, что с ним связано было очень трепетным. В его производство они привнесли не только ткацкие навыки, приобретенные благодаря многовековому опыту создания ковров, но также талант, свойственный этой творческой нации и неподражаемый стиль. Известные во всем мире вафельные полотенца, достаточно распространенные и в наши дни, впервые были сотканы в турецком городе Бурса в XVIII веке.
Современный внешний вид махровые полотенца приобрели в конце XVIII века. В это время появилась единая технология их производства. Однако длительное время они были очень дорогими и не доступными для людей среднего сословия.

Более широкое распространение полотенца получили в XIX веке. Тогда они начали появляться домах простых горожан. Их вешали за умывальником или клали под кувшин с водой. Процесс изготовления по-прежнему был полностью ручным, а размер готовых изделий делал их больше похожими на современные салфетки. В особом почете были полотенца, сотканные на жаккардовом станке, покрашенные в белый или красный цвет.Мягкие текстильные изделия из махры пришли на смену льняных, более распространенных, образцов только к 1890 году. В Европе и Америке возможность покупать не только готовые полотенца, но и материал для их изготовления (метражом) появилась только с механизацией хлопковой промышлености. Процесс производства махрового полотенца довольно длительный и трудоемкий. Чтобы они долго сохраняли первоначальный цвет берутся современные, безопасные и при этом очень стойкие красители. Даже после многократных стирок изделия остаются такими же привлекательными, как и в день покупки.Необходимая плотность махры достигается благодаря использованию нитей различной кручености. При этом полотенца отличного качества всегда гарантируют высокую впитываемость, износостойкость и устойчивость к истиранию. Современные технологии позволяют создавать полотенца практически с любыми техническими и эстетическими характеристиками. Они могут быть украшены различными видами отделки: велюром, вышивкой, бордюрами, отделочной аппликацией, бахромой. На Руси полотенце называли рушником. Зачастую бытует мнение, что слово «рушник» происходит от хорошо известного слова «рука», то есть рушник — это полотенце для рук. Однако это не так, ткань для вытирания рук называли полотенцем, рукотёркой, утиркой и даже ручником, но не рушником. Последний по сравнению с полотенцем для рук украшен более изысканным и дорогим декором: вышивка, тесьма, ленты и кружева. Таким образом, изначально рушник — оторванный кусок ткани, который украшали вышивкой и использовали в ритуалах и обрядах. То, что кусок полотна отрывали, а не отрезали, вполне логично, поскольку ткачество возникло гораздо раньше, чем появились в обиходе ножи и ножницы. Для того, чтобы выкроить рушник нужной формы, на полотне делался надрез острым камнем, а затем ткань уже рвалась руками. Издавна рушник считался многозначным и символичным изделием. Им украшали быт, но кроме этого, рушник нёс в себе некое напоминание о родственных связях с предками. Ведь если посмотреть на вышитые узоры, то можно смело предположить, что это не просто красивые рисунки, а зашифрованная история о жизни предков. Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой смысл и имел четкое предназначение. Обыденные рушники вышивались в течение одного светового дня. Таким рушникам приписывали обережные, защитные свойства. Создавались они исключительно в течение светового дня, когда злые силы тьмы не могли им повредить. Такие рушники использовались в различных обрядах, например, когда начиналась засуха или мор скота. Такие рушники никогда не ткали заранее, а только в день использования в обряде. Если вспомнить известную присказку «скатертью дорога», которое имеет сейчас негативное значение, то раньше, таким образом, путникам желали счастливого пути. А связано это с особыми, подорожными рушниками. Небольшие, со скромной вышивкой, они давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправляясь в странствие: воинам, торговцам, путешественникам. Подорожный рушник олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения. На родильный рушник повитуха принимала новорожденного, а на крестины вышивали крестильный рушник, на котором ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника могли сшить первую детскую рубаху, а могли хранить до свадьбы, или даже до похорон. После смерти рушники сопровождали человека и при его погребении — на них несли гроб, вешали на могильный крест. На большие ежегодные праздники вышивались особые праздничные рушники. Например, на Масленицу в благодарность за угощение хозяев дома одаривали рушником-блинником. Пасхальные рушники предназначались для выпеченных куличей, хлебов и похожи на хлебосольные рушники, но отличаются орнаментом — на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и символы яйца. «Божником» называли рушник, обрамляющий иконы. Свадебных рушников насчитывается около 40. Но главными считались всего пять: родительский рушник, союзный рушник, «божник», венчальный рушник и хлебосольный рушник. Издревле изготовление свадебных рушников считалось обязанностью невесты. Наши предки воспринимали рушник как полотно, на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Считалось, что, вышивая свадебный рушник, невеста вышивает своё семейное будущее, поэтому приниматься за вышивку позволялось только с благими мыслями и хорошим настроением. Рушник играл в жизни славян важную роль, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Буинский краеведческий музей» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна