Печные изразцы

Событие завершилось
6+

В справочнике архитектора-реставратора КИСЕЛЕВА И. А «Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII— XIX веков», 2005, нашли много, чтобы представить интерьеры наших даниловских домов.
Итак:
1. К началу XIX в. сложилось несколько типов форм печей, удобных, практичных и декоративных. Самыми практичными оказались и хорошо сохранились затопочные узлы, обслуживающие до четырех комнат. Массив печи «прорезает» стены, как капитальные, так и перегородки. Прямоугольные угловые печи делали, главным образом, в жилых комнатах. Они обладали различными размерами в плане и облицовывались поливными, как правило, изразцами. Угловые диагональные печи характерны для парадных комнат, чаще всего гостиных, но могут быть употреблены в спальне или жилых комнатах. Печи комнатные в первой половине XIX в. обычно облицованы изразцами, как правило, белыми — особенно в парадной зоне. Кухонная печь — как правило, без изразцов, кирпичная.  Именно узловые печи встречаются во многих старых 2-хэтажных деревянных домах Данилова.
2. Изразцы — наиболее распространенный материал отделки печи. Они повышают теплоемкость печи, декорируют ее поверхность и делают удобной в эксплуатации.
Изразцы в зеркалах печей могут располагаться линейно (вертикальными рядами) и вразбежку. Первый композиционный тип более характерен для печей в парадных комнатах, второй — в жилых.
Рисунок на изразцах не характерен для парадных комнат, он был распространен только в жилых помещениях (исключение могла составлять парадная спальня). Рисунок наиболее представительного типа — букетик в ромбе или без него. Ромбы XVIII в. углами касаются кромок изразца, а его стороны в этот период прямолинейны, в отличие от ромбических элементов первой половины XIX в., стороны дугообразно вогнуты внутрь. Внутриромбовый орнамент 1-й половины XIX в. в целом однотипен, обычно в букете три цветка. Однако все они различны по мастерству исполнения. Различаются они не только в разных домах, но даже в пределах одной печи заметна работа разных мастеров. Даже у одного мастера нет двух одинаковых изразцов, при всей простоте орнамента.
 На выставке представлены как белые без рисунка (парадные), так и самый распространенный тип рисунка — букетик в ромбе во всем разнообразии исполнения из коллекции Дмитрия Андреева . Самая изящная прорисовка на изразце дома Романовых, в котором сейчас галерея. Но в нашем доме на 2-м этаже, как раз в парадной зоне на стенах сохранились изразцы белые без рисунка.
3. В печных проектах используются черты большой архитектуры. В подтверждение тому на выставке вы увидите изразцы цокольные, завершающие фризы и угловые.
4. В XVIII веке западноевропейская библейская гравюра была источником сюжетных изображений на русских печных изразцах. Таких полихромных изразцов с сюжетными изображениями много в постоянной экспозиции музея им. П.К. Шарапова , у нас на выставке только один. Есть еще одно основание датировать его XVIII в — это высокая рюмочная румпа (7-8 см), в поздних образцах румпа выносится на 3-4 см.
В Данилове печные изразцы выпускала мастерская Алексея Ионовича Сурьянинова. Последней разработкой мастерской были рельефные изразцы. Сложный, качественно выполненный узор высоко оценил А.Золотов. П.К. Шарапов писал, что в изготовлении рельефных изразцов Сурьянинову помогал Марулин Павел Игнатьевич (автор памятника борцам революции 1923 г.), обучавшийся в Петербурге штукатурному и лепному делу. Проект не был завершен, т. к. в 1918 г. Алексей Ионович умер. Родственники передали заготовки в музей и у нас на выставке представлены два терракотовых изразца из последних заготовок мастерской Сурьянинова.

Сведения предоставлены организацией МБУК ДМР ЯО «Центр сохранения и развития культуры» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна