Эдуард Веркин. Знакомство с жанровым многообразием произведений для современных подростков
Эдуард Николаевич Веркин — один из самых ярких и неоднозначных авторов для подростков. В арсенале писателя все многообразие жанров, рассчитанных на избалованного выбором читателя, от триллеров, так называемых «ужастиков», фантастики и фэнтези до реалистических произведений. Роман «Друг-апрель», по версии Мюнхенской международной детской библиотекой роман Э. Веркина «Друг-апрель» внесен в список выдающихся книг мира «Белые вороны-2012». Э. Веркин — член союза писателей России, многократный лауреат литературных премий конкурсов «Заветная мечта», «Книгуру», участник славянского литературного форума «Золотой Витязь», победитель конкурса имени С.В. Михалкова, лауреат премии имени В.П. Крапивина, премии «Учительский Белкин», премии имени П.П. Бажова.
Эдуард Николаевич Веркин родился в 1972 году в Воркуте, учился в обычной общеобразовательной школе и, по собственным воспоминаниям, склонности к литературному творчеству не выказывал. Поступил на исторический факультет Сыктывкарского государственного университета спустя год после окончания школы, затем перешел на юрфак, преподавал в одном из вузов Воркуты, публиковал рассказы в журналах «Урал», «Белый бор», «Север», «Берег», «Полдень, 21 век», «Арт».
Рассказ «Звёздный городок», опубликованный в 2003 году в журнале «Урал», широко известен читателям. Сюжет прост: старуха, в сопровождении пригретого из жалости безродного пса, в один из церковных праздников, приходит на кладбище. Она обходит могилы близких, вспоминая их добром, но постепенно память уводит ее воспоминания в сторону, и она вспоминает то несправедливое, что делали ей или ее дочери эти люди. Заново переживая обиды, героиня бросает могилы неубранными, топчет цветы, плюет на надгробья. Обойдя все кладбище, она приходит к могиле мужа, погибшего спустя год после свадьбы. Финал рассказа открыт, читатель сам решает, вспомнит ли героиня о муже только хорошее или упрекнет его в тех бедах, что пришлось ей пережить без мужской поддержки, оставшись вдовой на втором годе супружества с маленькой дочерью.
Рассказ «В восьмом кувшине», опубликованный на страницах журнала братьев Стругацких «Полдень, XXI век», вошел в 2016 году, претерпев ряд небольших изменений, в сборник «Пролог». Автор рассказывает о бесчеловечном, весьма неожиданно закончившемся эксперименте по выявлению особенностей так называемого «феномена Маугли».
Доверие и интерес, с которым встретила читающая публика произведения Э. Веркина, помогли писателю влиться в воркутинский союз писателей, а в 2003 году по его рекомендации Эдуард Веркин поступил на Высшие Литературные курсы писателей при Литературном институте им. А.М. Горького. Уже в 2004 году вышла первая книга автора, относящаяся к фантастике — «Пятно кровавой луны».
Повесть-квест «Пятно кровавой луны» построена на обыгрывании известного мифа о Луне, становящейся кроваво-красной предвестницей трагических событий. Начало повести интригующе: мальчишки, переслушавшие в ночи огромное количество по-настоящему страшных историй, узнают от загадочного, два дня молчавшего новенького, историю, которая в их городе произошла на самом деле и после прослушивания которой «происходит нехорошее» [4,5], потому что «в любой страшной истории кого-нибудь должны убить»[4,12].
История записана в зловещую черную тетрадь. Как и во многих своих произведениях, относящихся к жанру «страшилок», автор использует прием ведения повествования от первого лица: глухая, как она сама о себе говорит «тихая», девочка Валя — автор черной тетради — записывает в черную тетрадь (в которую в больнице записывают умерших) историю, участницей которой оказалась. В лучших традициях хоррора герои спускаются в темное подземелье, разыскивая пропавшего друга.
Повествование Вали изобилует зловещими знаками грядущих несчастий — день Хеллоуина, черная кошка, нарочитая «слепота» взрослых, заупокойный звон церковных колоколов, гаснущие в неподходящий момент фонарики. И рассказчиком, и автором соблюдены все традиционные условности качественного триллера. Книга «Пятно кровавой луны» стала одной из первых книг фендома Э. Веркина, по сюжету которой в интернет-сообществах стали появляться многочисленные фанфики, продолжения и переложения.
Художественный мир фантастических произведений автора зачастую связан с жизнь провинциальных городков, может быть, именно поэтому так часто в сюжетах слышны отголоски городских легенд, связанных с местными страшилками. Еще одной яркой особенностью художественного мира писателя можно считать интертекстуальность: в повествование умышленно введены имена и детали, которые перекликаются с произведениями других авторов, например, в повести-квесте «Пятно кровавой луны», герои, блуждающие в подземелье-подвале, недосчитавшись спутника, вспоминают считалочку из детектива А. Кристи: «первый негритенок пошел погулять, больше его не видать». В этой же повести автор обыгрывает известную в мировой фантастике легенду о Крысолове и эпическую древнегреческую историю о Минотавре — хранителе подземных лабиринтов.
В 2004 году опубликованы рассказы «Вредитель» и «По пути», а затем книги Э. Веркина, одну за другой, публикует издательство «Эксмо». Выходят серии «Детские кошмарики», «Настольная книга для девочек и мальчиков», «Только для мальчишек», «Ужасные истории», «Страшилки», «Чёрный котёнок», «Хроники страны Мечты». За внешней антуражностью повествования скрывается тонкое понимание психологии подростка и тех проблем, которые ему приходится решать. И в числе этих проблем спасение от монстров, чудовищ или мертвецов занимает не первое место. В числе проблем, перед которыми подросток оказывается беззащитен — непонимание взрослых, проблема выбора между дружбой и долгом, между честностью и замалчиванием, преодоления себя и своих страхов, проблема покорности судьбе или противостояния ей, проблема погруженности в виртуальный мир, проблема неприятия ровесниками, интолерантности и др.
Цикл 2004–2005 года, ориентированный на школьников, «Приключения Витьки и Генки» включает повести «Челюсти — гроза округи. Секреты настоящей рыбалки», «Гонки на «Пчеле-убийце», «Т-34» — танк Победы. Как восстановить памятник», «Супербой, Маньяк и Робот» и другие. С 2008 года цикл, получивший широкую популярность, продолжен повестями «В школе юных скаутов. Поиски клада» и «Лесной экстрим. В погоне за снежным человеком». «Приключения Витьки и Генки» наполнены гонками на настоящих мотоциклах, поисками настоящих сокровищ и борьбой с настоящими бандитами. Среди приключений — ремонт танка, съемка видеоклипа, квест в развалинах монастыря, слежка за снежным человеком.
Фантастические произведения этого периода, помимо повести «Пятно кровавой луны», которую часто публикуют с двойным заголовком «Пятно кровавой луны. Не читайте черную тетрадь!», пополнены повестями «Правда о привидениях» (в некоторых изданиях повесть опубликована как «Ведьмин день») и «Чудовище с улицы Розы». Первую из них можно отнести к детскому детективу с элементами мистического сюжета и зловещим финалом, а вторая — остросюжетный триллер, ужас, «подростковый ужастик». Постоянными читателями Э. Веркина эта повесть воспринимается как первая часть трилогии «Час охоты». Именно с этой повестью читатели и участники фан-клуба писателя связывают полушуточный титул Э. Веркина — Стивен Кинг для подростков.
Язык произведений Э. Веркина своеобразен, необычен, сюжет — практически непредсказуем, близок современным подросткам динамичностью, соответствием современным требованиям к жанру, «киношностью», погруженностью во внутренний мир героев. Герой, говорящий о себе, предельно откровенен, наблюдателен, зачастую, как и положено подростку, жесток к себе и окружающему миру, способен на резкие и неожиданные высказывания: «Я чуть не умер. Мне было восемь лет, а я уже чуть не умер.» [3,7].
Детские литературные произведения подразделяют на реалистические и фантастические. Э. Веркин работает в обоих направлениях.
К жанру детектива относятся произведения одного из ранних циклов «Расследования Феликса Куропяткина», который представлен входящими в него повестями «Вор — железная челюсть» (или «Капкан на оборотня»), «Жмурик-проказник», «Ночь летающих гробов», «Спасти Элвиса», вышедших в свет в период с 2006 по 2008 годы. Продолжают мистический цикл также повести «День повелителя пираний» (или «Повелитель зубастых монстров»), «Вампир из Мексики» (или «Вампир на тонких ножках») и «Стеклянная рука», увидевшие свет в 2008 году. Особенность главного героя цикла, который все время оказывается втянут в какие-либо мистические события, в том, что он герой-одиночка, почти реальный ребенок нового времени, Плюмбум нашей эпохи. В соответствии с лучшими традициями жанра детективного триллера, герой переживает череду мистических событий.
В цикл «Хроника Страны Мечты» входят романы и повести «Место Снов» (2006 год), «Пчелиный волк» и «Кошки ходят поперек» (2007 год), «Снежные псы (2009 год), и «Краткая история тьмы» (2013 год). Произведение «Место Снов» отмечено премией 2007 годы как лучшее произведение в жанре научной фантастики и фэнтэзи, а в 2008 году роман писателя «Кошки ходят поперёк» занял первое место в номинации «Большая Премия».
Повествование в романе «Кошки ходят поперек» ведется от лица главного героя, 14-летнего Женьки Кокосова, в классе которого появляется новая ученица Лара, странная, «как будто из ниоткуда». Загадочность личности Лары привлекает Женьку Кокоса, и вот уже «мальчик из хорошей семьи», девочка «из ниоткуда» и сломленный личной трагедией семьи, отверженный лицеист Егор Гобзиков оказываются связанными общей тайной.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.