Спектакль «Царь Иудейский»
Символично, что работу над своим произведением Великий князь Константин Константинович Романов (двоюродный дядя Николая II) окончил в Светлую неделю, 6 апреля 1912 года. На страницах пьесы разворачиваются события последних дней земной жизни Спасителя: торжественный вход Иисуса в Иерусалим, молитва его учеников и требование толпы казнить Царя Иудейского, суд Пилата и крестный путь на Голгофу, распятие и смерть Христа, Великая Суббота и чудо Светлого Воскресения.
По цензурным соображениям в пьесе нет действующих лиц, изображающих Иисуса, апостолов и Богоматери, евангельские события показаны через их переживания разными персонажами — историческими и вымышленными. Роль Христа по замыслу автора была отведена музыке, которая впервые в истории светской русской музыкальной культуры запечатлела образ Сына Божиего. Музыкальные номера, призванные сопровождать сценическое воплощение драмы, принадлежат Александру Глазунову.
Композиция состоит из 11 частей, 4 из которых — хоровые. Кульминацией являются развернутые симфонические разделы — «Суд над Христом» и «Шествие на Голгофу». И хотя в партитуре «Царя Иудейского» нет прямых цитат из православных церковных песнопений, в целом она отражает глубокое личное религиозное переживание, для которого Глазунов одним из первых в русской музыке нашел убедительную художественную форму.