Лекция «Инструменты симфонического оркестра. Фагот»
Точная дата появления на свет фагота не установлена, но этот музыкальный инструмент совершенно точно родом из Средневековья. Несмотря на древнее происхождение, он и сегодня популярен, является важной составляющей симфонических, духовых оркестров.
Фагот относится к группе духовых инструментов. Его имя — итальянское, переводится, как «пучок», «узел», «вязанка дров». Внешне выглядит, как слегка изогнутая, длинная трубка, оснащенная сложной системой клапанов, двойной тростью. Длина обычного фагота -2,5 метра, вес — приблизительно 3 кг. Материал изготовления — дерево, причем не любое, а исключительно клен. Корпус оснащен большим количеством отверстий (25-30 штук): попеременно открывая, закрывая их, музыкант меняет высоту звука. Управлять всеми отверстиями невозможно: исполнитель непосредственно взаимодействует с несколькими из них, остальные приводит в действие сложный механизм.
Звучание фагота достаточно своеобразно, поэтому инструменту не доверяют сольных партий в оркестре. Но в умеренных дозах, когда необходимо подчеркнуть нюансы произведения, он незаменим. Диапазон фагота — примерно 3,5 октавы. Звуки верхнего регистра используются крайне редко: они приобретают носовую окраску, звучат сдавленно, сложны для исполнения.
Прямым предком является старинный средневековый деревянный инструмент семейства духовых — бомбарда. Будучи слишком громоздкой, сложной по строению, она доставляла сложность в использовании, ее разделили на составные части. Перемены благотворно отразились не только на мобильности инструмента, но на его звучании: тембр стал мягче, нежнее, благозвучнее. Новая конструкция получила первоначально название «дульциано» (перевод с итальянского — «нежный»). Первые экземпляры фаготов снабжались тремя клапанами, в XVIII веке количество клапанов возросло до пяти. XIX век — период максимальной популярности инструмента. Модель снова подверглась усовершенствованию: на корпусе появилось 11 клапанов. Фагот стал частью оркестров, знаменитые музыканты, композиторы писали произведения, исполнение которых предполагало его непосредственное участие. Среди них — А. Вивальди, В. Моцарт, Й. Гайдн.
Мастера, внесшие неоценимый вклад в совершенствование фагота — капельмейстеры по профессии К. Альмендерер, И. Геккель. В XIX веке умельцами разработана 17-клапанная модель, ставшая впоследствии основой промышленного производства. В ХХ веке репертуар инструмента расширился: для него начали писать сольные партии, концерты, включили в состав симфонического оркестра. Сегодня, помимо классических исполнителей, его активно используют джазмены
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.