Арнольд Шенберг. «Просветленная ночь». Франц Шуберт. «Смерть и девушка»
В новой программе солистов оркестра musicAeterna соединены два камерно-ансамблевых сочинения — струнный секстет Шенберга «Просветленная ночь» и струнный квартет Шуберта «Смерть и девушка». Оба шедевра принадлежат к так называемой чистой музыке, но оба обладают скрытыми программами.
Арнольд Шенберг сочинял струнный секстет, вдохновляясь любовью к сестре своего учителя Александра фон Цемлинского Матильде и стихотворением «Просветленная ночь» (если точнее — «Преображенная ночь») Рихарда Демеля. Одночастное произведение состоит из пяти разделов — по числу строф в стихотворении. В поздние годы композитор прямо указывал на соответствие конкретных музыкальных фраз строкам текста — диалога женщины и мужчины в ночном лесу: женщина признается мужчине в том, что беременна от другого; мужчина отвечает, что их взаимная любовь преображает всё, и ее плод становится его ребенком. В музыкальном отношении преображение совершается с позднеромантическим стилем: Шенберг отталкивается от симфонизма Брамса и Вагнера, использует принцип развивающих вариаций первого и усложненный гармонический язык второго и создает новаторское произведение, которое предвещает и прямо подготавливает атональное будущее музыки XX века.
Франц Шуберт писал свой струнный квартет № 14 в марте 1824 года после многих месяцев тяжелой болезни, приведшей его к осознанию скорой смерти. Он не давал своему сочинению программного названия, однако тема его песни «Смерть и девушка» (1817) на стихи Маттиуса Клаудиуса, которая легла в основу второй части квартета, стала восприниматься как тема всего произведения. Исследователи — и, конечно, поколения слушателей — выстраивают вокруг диалога страдающей девы и пришедшей за нею Смерти связный нарратив. В первой части квартета разворачивается по-бетховенски напряженная картина битвы героя с неизбежной судьбой. Вторая часть — вариации на тему одноименной песни — колыбельная Смерти в форме траурного марша. Третья, скерцо — демонический танец с неожиданно умиротворенным трио. Наконец, финал, тарантелла — неистовый dance macabre, типичная пляска смерти. Напомним, этот образ\тематический комплекс был распространен в изобразительном искусстве и музыке Европы многие века, как и живописный сюжет о смерти и девушке.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.