Выставка «В гостях у Давида. Ольга Твардовская и Владимир Макушенко»

Событие завершилось

В Музее-мастерской Давида Боровского открывается выставка «В гостях у Давида. Ольга Твардовская и Владимир Макушенко», посвящённая художникам-сценографам, делившим одну мастерскую вместе с Давидом Боровским с 70-х годов ХХ века.

Первая мастерская располагалась на улице Верхняя Радищевская, вторая, с начала ХХI века, по Большому Афанасьевскому переулку. В ней Давиду Львовичу и Владимиру Александровичу поработать досталось всего несколько лет. Теперь этот адрес — музейная территория (филиал Театрального музея имени А. А. Бахрушина), в которой частичка и их наследия.

Они начинали, когда рядом ещё трудились выдающиеся сценографы Рындин, Васильев. Лушин, Золотарёв и уже появлялись новые лидеры — Левенталь, Боровский, Кочергин. Ранняя работа, 1972 года, «Три изюминки» по Шолом-Алейхему для камерного еврейского ансамбля Москонцерта, была замечена, после неё их стали регулярно приглашать в театр. Пластические идеи — общие, кто, что первым предлагал, знали только они. Подготовительную работу у мольберта или эскизную на листе исполнял тот, чьё настроение и душевное состояние способнее реализовать замысел. Неделимыми оставались ответственность и творческое имя из двух фамилий, на любых подмостках, в каком бы жанре не трудились. На протяжении всех лет работы для сцены они тактично не нарушили взятого на себя обязательства быть стилистически адекватными принятым концепциям и быть интерпретаторами драматургии вместе с режиссёрами.

Художникам довелось быть у истоков будущего Ленкома, когда он назывался ещё театром имени Ленинского комсомола. Вместе с Григорием Гориным и Марком Захаровым они сочинили удивительного «Тиля», с персонажами, сошедшими не только со страниц романа Шарля де Костера о легендарных героях Фландрии, но и с гораздо более ранних, чем повествование, коричневатых охристо-бурых картин Питера Брейгеля. С режиссёром М. Захаровым они создали спектакль «Иванов», в котором неожиданно безликий, бесцветно скромный интерьер дома чеховского Иванова зеркально повторял интерьер дома Лебедевых, куда Иванов — Е. Леонова, надеясь на обновление чувств, так стремился к юной Шурочке. Не нарушив поэтики произведения А. Чехова, художники внесли ноту сурового драматизма душевных переживаний героя, показали тщетность его иллюзий.

«Ольга Твардовская и Владимир Макушенко обладают, на мой взгляд, счастливым сочетанием такта и отчаянной сценографической агрессивности. Они умеют, не заслоняя актёров, не отвлекая на себя излишнее внимание, не превращая своё искусство в самодовлеющий визуальный аттракцион, сформировать его диалектику, его постановочный принцип», − писал М. Захаров.

Как истинные интеллигенты Ольга Твардовская и Владимир Макушенко никогда не гнались за славой, не стремились быть на виду. Эта экспозиция — их первая персональная выставка.

На выставке будут представлены самые значительные работы: макеты и эскизы пространств разных спектаклей. Это малая часть творческого наследия художников, хранящегося в фондах ГЦТМ имени А.А. Бахрушина и в домашнем собрании Ольги Александровны Твардовской.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна