Балет «Жизель»
Впервые балет «Жизель» увидел свет рампы в 1841 году на сцене парижской Гранд Опера. В создании либретто участвовал поэт Теофиль Готье, вдохновленный легендой о виллисах, которую записал, странствуя по Европе, другой поэт — Генрих Гейне: «Виллисы — невесты, умершие до свадьбы. Несчастные юные создания не могут спокойно лежать в могиле, в их отлетевших душах жива еще та страсть к танцу, которую им не пришлось удовлетворить при жизни. В полночь виллисы встают из могил, собираются толпами на больших дорогах, и горе тому молодому человеку, который с ними встретится! Они обнимают его с необузданным неистовством, и он пляшет с ними без удержу, без передышки, пока не падает замертво».
В основе сюжета балета история любви юного графа и крестьянской девушки. Альберт встречается с Жизелью, скрывая от нее свое знатное происхождение и то, что у него уже есть титулованная невеста. Когда Жизель узнает об этом, ее рассудок не выдерживает такого удара. Обезумев от горя, девушка умирает. Но даже переступив порог смерти и превратившись в виллису, Жизель продолжает любить Альберта. Ее любовь становится для него спасением от жестоких танцев ее подруг.
Балет «Жизель» Адольфа Адана — один из самых знаменитых спектаклей мирового классического репертуара. Его хореография создана французским балетмейстером Жюлем Перро и тоже представляет собой подвиг любви — Перро сочинил ее для своей возлюбленной Карлотты Гризи, которая стала первой исполнительницей партии Жизели. Чуть позже к этому балету обратился и довел до совершенства его хореографию Мариус Петипа. В начале XX столетия во время триумфальных «Русских сезонов» в Париже французы после десятилетий забвения вновь увидели свой национальный балет, бережно хранимый в России.