Выставка «Старые портреты — новые имена»
«Блестяще решенная задача со множеством неизвестных», — так можно сказать о выставке «Старые портреты — новые имена» из собрания Тверского музея, которая откроется в лекционном зале Тверского городского музейно-выставочного центра (25 ноября в 16:00). Уникальность выставки в том, что всем портретам, которые увидят посетители, возвращены подлинные имена! Возвращение портрету имени — сродни научному открытию. Это знаменательное событие не только для музейного собрания, но и для культуры страны в целом.
История существования и бытования семейных реликвий в дворянских усадьбах зачастую представляет собой чудесное хитросплетение вымысла и реальности, которые со временем так тесно уживаются, что отличить одно от другого не представляется возможным. Как правило, портрет человека писался для сохранения памяти о близких и любимых, по случаю важного события, размещался в семейном интерьере и часто не нуждался в подписи — так формировались фамильные портретные галереи. В водовороте бурных событий ХХ века, особенно в революционные годы, когда разрушались и разорялись особняки и усадьбы, многие портреты, сберегавшие семейную и родовую память, теряли свои «насиженные места», корни, становясь безымянными экспонатами в музейных собраниях и частных коллекциях.
В связи с этим особенно показателен пример с Куракинской коллекцией из имения Степановское-Волосово Тверской губернии, поступившей в Тверской музей в 1920-е годы. На некоторых портретах сохранились надписи на оборотной стороне холста, из которых следовало, кто изображён на портрете. Под этими именами они и были записаны в учётные книги поступлений музея. Как показали исследования, это не всегда соответствовало действительности.
Самая простая методика идентификации портретов — сравнение с подтверждёнными изображениями. Но для этого нужно сначала понять, с кем сравнивать, ведь невозможно держать в голове тысячи разных портретов. С другой стороны, портретное искусство XVIII–XIX веков подчинялось строгим канонам. Зная особенности ношения форменной одежды, наград, орденов, специалист может очень точно определить не только датировку, но во многих случаях и изображённого на портрете. К сожалению, этот метод применим только к мужским портретам — женщины орденов не носили, за исключением кавалерственных дам.
На выставке представлено одиннадцать портретов, в разное время и при разных обстоятельствах поступивших в коллекцию музея, некоторые с пометкой «портрет неизвестного». Герои этих живописных произведений навсегда могли остаться «неузнанными», если бы они не стали предметами заинтересованного и досконального изучения музейных специалистов и историков.
Атрибуцию портретов произвели: Александр Кибовский (военный историк, Москва), Михаил Асварищ (Русский музей, Санкт-Петербург), Владимир Биберин (Тверская областная картинная галерея), Елена Мойкина (Тверской музей).