Выставка «Три радости»
В 2016 году исполняется 100 лет с момента создания Н.К. Рерихом картины «Три радости». Картина написана в самый разгар Первой мировой войны и имеет аллегорическое значение. Художник пишет её как молитву о будущем России и о судьбе воинов, сражающихся за это будущее. В 1916 году Николай Рерих в связи с ухудшением здоровья покидает Россию. Картина «Три радости» стала одной из последних, написанных художником на родине.
В основе сюжета картины лежит народное предание о счастливом хозяине, где святые спускаются на землю, чтобы помочь людям в их повседневном труде. «Хожалый гусляр повещает поселянину о трёх радостях. Сам Святой Егорий коней пасёт, сам Николай Чудотворец стада уберег, а сам Илья Пророк рожь зажинает», — пишет Н.К. Рерих о своей картине. С точки зрения художника истинные радости русского крестьянина — в плодотворном повседневном труде, который освящён покровительством особо почитаемых в народе святых. Образы Святителей (как их называют в русских духовных стихах) написаны Рерихом с позиций народного православия. Это подлинные народные помощники, ежедневно трудящиеся вместе с крестьянином, «отвечающие» за определённые области крестьянского труда, что зафиксировано в народном календаре.
Картину можно считать художественным исследованием традиционной религиозной культуры восточных славян, в котором Рериху удалось образными средствами отобразить сочетание церковной традиции с языческими верованиями, то особое «двоеверие», которое составляло основу жизни русского общества вплоть до середины XX века.
Замысел выставки ― раскрыть образный и философский смысл картины «Три радости», используя другие произведения Н.К. Рериха этого же периода. Среди представленных на выставке картин: «Вестник», «Баян», «Борис и Глеб», «Дозор», «Илья Пророк», «Весна священная» и другие программные произведения Н.К. Рериха из собрания Государственного Русского музея и частных коллекций.
Картины Рериха сочетаются с произведениями русского религиозного творчества XVII–XX веков из собрания Государственного музея истории религии. Важным дополнением темы являются инсталляции земледельческих и скотоводческих обрядов с использованием этнографических предметов (одежды, орудий труда и т. д.), предоставленных на выставку Белгородским государственным музеем народной культуры.