Спектакль «Нервные люди»
Его книги — некое руководство по психотерапии, хотя довольно далекое от назойливого «психоанализа», вторгающегося в тайные и хрупкие механизмы сознания. Зощенко так видел жизнь.
Спектакль очень гармоничен. На сцене всего пять актеров, пять фигур, которые с легкостью раскрывают весь мир «нервных людей», со всеми их заботами и проблемами. Персонажи попадают из одного забавного и нелепого положения в другое, еще более смешное и нелепое.
Через быт, сознание, через души зощенковских героев идет война с невоспитанностью, разнузданностью чувств и жестоким эгоизмом, глухотой, замкнутостью лишь на своих ближайших, суетных интересах, с оглушенностью людей обрушившимися на них заботами.
В спектакле много открытого, непричесанного и откровенного — здесь все обнажено: порывы чувств, изломы характеров, стремления. Большую симпатию зрителей вызывает и художник Кузькин, ставший бомжом «по вине Советской власти» и попавший в нелепую ситуацию в театре, и уборщица Наталья, мечтающая стать балериной и ожидающая благословения на брак, и буфетчица наивно жаждущая большой любви. Зощенко любит этих людей и тоскует, если они живут мелкой жизнью, угнетая друг друга непониманием, впустую расходуя свои силы. С другой стороны, с большой радостью он видит и высоко ценит их желание обрести собственное достоинство. Пусть зачастую это желание неумелое и может быть даже смешное.
Режиссер Борис Войцеховский через своих актеров умело делится со зрителями рецептом юмора от мастера смеха Михаила Зощенко, чьи рассказы существуют словно подлинная «энциклопедия обывательщины», справочник по заболеваниям чувств: зависти, трусости, страху, эгоизму, корыстолюбию. Два действия непрерывного смеха.