Выставка «История России в творчестве А.А. Пластова»
Из многочисленных произведений Л.Н. Толстого художник выбирал те образы, которые были ему по-особому близки, родственны его таланту и позволяли ему сохранить самобытность, свою манеру, свой стиль.
Перед вами предстают не только люди, но и народная жизнь ушедшей исторической эпохи. А.А. Пластов читал тексты Толстого всю жизнь, считая его великим писателем и учителем. Он смог воплотить мечту Толстого о художнике, пишущем для народа и живущем одной жизнью со своим народом. Образы героев повестей «Холстомер», «Казаки» и рассказов «Три смерти», «Много ли человеку земли нужно» срослись с представлениями об этих произведениях. Толстовским ощущением бытия проникнуты многие работы художника: он инстинктивно предчувствовал закат крестьянской жизни в той форме, которая существовала на протяжении многих веков, во многом определяя национальный характер русского народа, и передал ее в своих работах. В повести «Казаки» его привлекла стихия народной жизни, самобытность национального характера.
Мастер сделал три иллюстрации, две из которых («Дядя Ерошка». 1952 г. и «Марьяна». 1952 г.) выполнены по законам живописного портрета. Ерошка в темно-красном бешмете с газырями с белой окладистой бородой, с граненым стаканом вина в крепкой руке, словно говорит: «Я человек веселый, я всех люблю, я Ерошка!» Портрет Марьяны — черноволосой девушки в рубахе — очень пластовское видение женского типа, встречающегося во многих его работах.
Читая Толстого, следуя его высоким духовным заветам, Пластов запечатлел в своем творчестве последний портрет русского крестьянства, исторический архетип класса, уничтоженного в двадцатом веке, сохранил в искусстве исчезающие образы русской жизни, отдав дань глубокого уважения своему великому Учителю, прожив с его героями целую жизнь и отразив их в своих картинах.