Концерт «Дмитрий Шостакович и музыкальный Олимп XX века»
В программу концерта помимо сочинений самого Д. Шостаковича (1906–1975) вошли произведения его современников, чьи имена являются символами музыкальной культуры XX столетия, а творческое наследие составляет ее золотой фонд. Это представитель «нововенской школы» Альбан Берг (1885–1935), немецкий композитор Пауль Хиндемит (1895–1963), классик современной английской музыки Бенджамин Бриттен (1913–1976), американский дирижер и композитор Леонард Бернстайн (1918–1990) и русский европеец Игорь Стравинский (1882–1971). Со многими из перечисленных композиторов Шостакович был лично знаком, а с Бриттеном находился в дружеских отношениях. Чрезвычайно насыщенную и разнообразную программу представит слушателям Дарья Бурлак — талантливая молодая пианистка, лауреат международных конкурсов, последние годы проживающая в Германии и не так часто, приезжающая в Россию.
На концерте прозвучит полная юношеского задора и отрицания классических норм Первая фортепианная соната (ор. 12) Д. Шостаковича. Она была впервые исполнена композитором 2 декабря 1926 года в Ленинграде, вызвав недоумение профессоров консерватории («это Соната для метронома в сопровождении фортепиано»), растерянность публики и одобрение немногих друзей-музыкантов.
После одного из выступлений, когда слушатели аплодировали без особого энтузиазма, Шостакович сказал со сцены тихим, застенчивым голосом: «В целях лучшего усвоения этой музыки я сыграю ее еще раз», — после чего повторил Сонату целиком. В конце 1932 года Шостакович, один из лидеров музыкального авангарда, неожиданно обращается к фортепианному циклу из 24 прелюдий, очевидно вызывающих ассоциации с музыкой И.С. Баха, Ф. Шопена и А. Скрябина.
Пестрота образов сочетается с закономерным движением 24 тональностей, внезапные смены настроений — со строгим чередованием ладов. Синтез современного содержания и классической формы говорит о повороте к новому стилю — неоклассицизму. В концерте прозвучат семь прелюдий из ор. 34.
Выбор зарубежных композиторов и их сочинений, с одной стороны, обусловлен фактами взаимовлияния, а с другой, дает представление о музыкальном пейзаже Европы и Америки 1920–1930-х годов.