Экспозиция «Искусство Юго-Восточной Азии»
Страны Юго-Восточной Азии образуют единый историко-культурный регион, сложившийся еще в период древности. Начиная с первых веков н. э. здесь начали создаваться государства, где получили распространение религиозно-философские системы буддизма и индуизма. Вместе с тем местные верования — анимизм, тотемизм, культ предков — продолжали оказывать большое влияние на сложение культурных традиций и национальных особенностей в искусстве разных народов.
Хронологические рамки памятников Вьетнама, находящихся в экспозиции, охватывают период с XI по XX в. К правлению династий Ли и Чан (XI–XV вв.) относятся керамические сосуды, выполненные в технике подглазурной росписи кобальтом и минеральными красками. В средневековую эпоху высокого расцвета достигает культовая скульптура, представление о которой дают образцы XVII–XIX вв.
Раздел Индонезии знакомит с основными видами традиционного искусства страны. Важную роль здесь играет холодное оружие, прежде всего кинжалы-крисы, выполняющие как боевую, так и ритуально-магическую функции. В экспозиции находятся крисы XVII–XIX вв. с островов Ява, Бали, Суматра.
В разделе Мьянмы период древности показан погребальной урной II в. н. э. из Пейтаноу, столичного города народа пью, жившего в I–IX вв. в долине реки Иравади. Расцвет раннесредневековой культуры происходит в эпоху Паганского королевства (1044–1267). Экспонируемые терракотовые таблички с изображением в будд, бодхисаттв и мифических существ — типичные для этого времени вотивные предметы. Мраморная голова ученика Будды XIII–XIV вв., на которой сохранились остатки росписи и позолоты, является фрагментом алтарной композиции. Традиционное искусство резьбы по дереву демонстрируют произведения XIX в.: две алтарные скульптуры Будды.
Экспозиция Таиланда включает бронзовые изображения будд позднего периода Аюттхаи (XV–XVIII вв.) и Бангкокской эпохи (кон. XVIII — нач. XX в.).
Памятники Камбоджи представлены в основном художественным металлом — наиболее значимой частью музейной коллекции. К периоду расцвета средневековой империи Камбуджадеша (IX–XIV вв.) принадлежит бронзовая скульптура индуистского божества Вишвакармана (XII в.) — небесного зодчего, покровителя ремесел. После XIII в. главенствующей религией становится буддизм, в искусстве начинают господствовать буддийские образы. К раритетам коллекции относится вырезанная из камня голова Будды XIII–XIV вв. с улыбкой, передающей состояние внутренней гармонии и покоя. Ценным экспонатом является датированное 1885 г. изображение «украшенного» Будды, прочеканенного из тонкого серебряного листа.
Подробнее об экспозиции читайте на сайте музея.