Лекция «Документальный театр как способ описания мира. Эстетика и методология»
11 августа в выставочном зале «Домик Чехова» лектор расскажет о том, как развивался документальный театр в России в последние пятнадцать лет, о его взаимоотношениях с реальностью, о коммуникации зрителя и сцены в документальном театре.
Театр, основанный на документе, на свидетельстве, в том или ином виде возникал в разные времена. Преимущественно в переломные моменты истории мир, переживший стресс, осознавший своё безвозвратное изменение, требовал новых средств для самоанализа. В 20-е годы в Советской России возникла литература факта, стремившаяся зафиксировать современность в хрониках и репортажах. После Второй мировой войны появилась пьеса Петера Вайса «Дознание», основанная на протоколах франкфуртского процесса, засвидетельствовавшая невозможность осмыслить произошедшее при помощи традиционных художественных средств.
В России в начале 2000-х годов заметным явлением стала «новая драма» — движение драматургов, занимавшихся описанием и осмыслением новой, стремительно менявшейся реальности. Тогда же узнали про verbatim — английскую технику, предлагавшую интервью как основу театрального метода. Verbatim отражал не только языковые метаморфозы времени, но также предлагал театру новых героев, утверждал ценность частного свидетельства, менял традиционное представление о «скучном» и «интересном», демократизировал искусство сцены.
Анна Банасюкевич — театральный критик. Окончила РГГУ (факультет архивного дела) и Российский институт театрального искусства (ГИТИС, театроведение). Работала в Московском драматическом театре им. К.С. Станиславского и Театре на Таганке, в РИА Новости (корреспондент редакции «Культура»). Печаталась в журналах «Театральная касса», «Страстной бульвар, 10», «Театр», «Петербургский театральный журнал», «Современная драматургия», в газете «Экран и сцена». Участник различных театральных лабораторий и фестивалей. Аспирантка Российского института театрального искусства (ГИТИС). Арт-директор фестиваля молодой драматургии «Любимовка».