Ночь музеев в Третьяковской галерее
Третьяковская галерея присоединяется к акции «Ночь музеев» и открывает постоянную экспозицию в основном здании в Лаврушинском переулке, 10 для бесплатного посещения.
Также в главном здании посетители смогут увидеть временную выставку «Модель художника в объективе фотоаппарата». Этот спецпроект представляет снимки второй половины XIX — начала XX века, на которых запечатлены музы русских художников, модели картин из собрания Третьяковской галереи. Перед зрителем предстают оригинальные фотографии людей, позировавших Илье Репину, Ивану Крамскому, Михаилу Нестерову, Валентину Серову, Константину Коровину, Виктору Борисову-Мусатову. Выбранные временные рамки, за редким исключением, соответствуют эпохе символизма и модерна, когда высокое искусство, мода и стиль жизни были как никогда близки.
В Новой Третьяковке пройдет специальная программа «Стало можно любить» и будет посвящена выставке «Оттепель». В рамках музыкальной программы «Фарс-мажорный концерт» можно будет послушать главные песни эпохи, которые исполнят актеры Театра Наций. Для детей и родителей пройдут тематические мастер-классы в Творческой мастерской музея. Во Дворе музея откроется международный фудкорт, посвященный VI Всемирному фестивалю молодежи студентов 1957 года и будет работать интерактивная фотозона, где всем посетителям будет предложено сфотографироваться в интерьерах того времени. К вечеру начнет работать танцплощадка, где под живую музыку, в сопровождении профессиональных танцоров, можно будет освоить такие танцы, как фокстрот, джайв и липси.
Малые музеи Третьяковской галереи также принимают участие в акции и представляют проект «Открывая личное».
1960-е — знаковые годы в музейной жизни нашей страны: Советский Союз вступил в Международный совет музеев (1957), возникают первые музеи-заповедники (1958), для публики открылись музеи Московского Кремля (1961), выходят документы о музейном фонде, в профессиональной среде начинаются разговоры о едином каталоге музейных предметов, пишется история музейного дела в России (1957–1971), в институтах начинают учить экскурсоводов.
В мировом культурном сообществе возникают новые тенденции — теория «музейной коммуникации» (Канада, 1968) задала вектор взаимодействия с посетителем и способствовала приходу в музеи дизайнеров, социологов и психологов. Музеи стараются говорить со своими посетителями по-новому, в этом разговоре начинают звучать личные интонации. Именно в 1950–1960 годы часть творческих и жилых пространств перестали быть только мастерскими, домами и квартирами, а по воле художников и их наследников стали музеями. Некоторые в последствии — малыми музеями Третьяковской галереи.
Как личное становится достоянием всех, как это происходит, что чувствует те, кто в определенный момент и по собственному желанию позволили многим прикоснуться к сокровенному? Как сегодня внуки и правнуки художников сохраняют коллекции и о каких музеях они мечтают? Об этом расскажут потомки, наследники, современники создания музеев Виктора и Аполлинария Васнецовых, Анны Голубкиной.
В проекте «Открывая личное» примут участие Ольга Алексеевна Васнецова, почетный председатель Фонда Васнецовых, правнучатая племянница художников, Надежда Николаевна Дударева, бывший сотрудник Министерства культуры СССР, друг семьи Всеволода Аполлинарьевича Васнецова, Надежда Приходько — художник, друг Екатерины Константиновны Васнецовой.
О судьбах коллекций расскажут Евгений Вучетич (внук скульптора Е.В. Вучетича), Ирина Кондратова (внучка живописца Д. А. Налбандяна), наследники других мастеров.
Также вас ждет знакомство с коллекционерами — друзьями и соседями музеев.
Встречи, беседы пройдут в Доме-музее Виктора Васнецова (пер. Васнецова, 13), в музее-квартире Аполлинария Васнецова (Фурманный переулок, дом 6, кв. 21), в музее-мастерской Анны Голубкиной (большой Лёвшинский пер., дом 12).