Выставка «Пять символов счастья: благопожелания в китайском искусстве»
Выставка раскрывает удивительный символический образный язык Поднебесной империи. Все мотивы и изображения на предметах и графических работах носят благопожелательный характер и призваны привлечь в жизнь человека главные составляющие счастья. Гарантом его достижения служит приобретение пяти благословений — долголетия, богатства, успехов в карьере, рождения сыновей и мира.
Хронологически все предметы выполнены в период династии Цин (1644-1911) и первой половине XX века. Спектр материалов, представленных на выставке, разнообразен: благопожелательная символика проиллюстрирована на примере изделий из фарфора, металла, дерева, лака, кости, шелка и предметов, выполненных в технике перегородчатой и расписной эмали.
В экспозицию вошли 70 образцов новогодней картины (няньхуа), из коллекции академика В.М. Алексеева, одной из лучших в мире. Яркие красочные картинки, напечатанные на бумаге в технике ксилографии, вывешивались в преддверии Нового года в жилищах небогатых китайцев. Их содержание и надписи сулили исполнение пожеланий и счастье.
Культура Китая отличается своей непрерывностью и традиционностью; система символов и образов складывалась в древности, и сохранилась практически до наших дней. Ко времени династии Цин (1644-1911) многие древние символы, имеющие глубокое многогранное значение, в народной среде приобрели упрощенный, благопожелательный смысл. В таком виде они бытуют и поныне.
Самый простой способ пожелания счастья, добавивший к ряду китайских символов некоторые популярные мотивы, это непосредственное изображение предмета мечтаний. Например, пожелание рождения здоровых сыновей отражает фигурка или рисунок толстого улыбающегося мальчика.
Часть мотивов возникла благодаря яркому образному мышлению и наблюдательности китайского народа. Так, карп, преодолевающий речные пороги, сравнивается со студентом, стремящимся сдать экзамены для получения должности чиновника.
Один из важнейших способов формирования символического визуального ряда связан с особенностями китайского языка. Речь идет об омонимах — о созвучии в произношении разных иероглифов и понятий, о способе двойного толкования. Например, летучая мышь (фу), произносится также как «счастье», а сорока (си) — как «радость». Соответственно изображение летучей мыши и сороки, следует воспринимать как пожелания счастья и радости.
К выставке выпущен иллюстрированный каталог.
Куратор выставки — Лидия Викторовна Поточкина, младший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.