Выставка «Самара. Далее везде. Россия в произведениях Юрия Филиппова»
Более 150 произведений живописи, фотографий, видео и архивных документов из собраний автора и Третьяковской галереи будут показаны на двух этажах второго строения Гоголевского 10.
Художник начал свой творческий путь с обучения в Пензенском художественном училище под руководством директора Ивана Горюшкина-Сорокопудова. Именно он привил юному художнику традиции русского реализма, повлиявшего на авторский почерк Филиппова. В послевоенные годы живописец учился на факультете батальной и исторической живописи Киевского художественного института. Тогда монументально-исторический жанр привлекал многих художников, стремившихся выразить судьбоносные процессы, которые происходили в стране в период Великой Отечественной войны. 60-е Филиппов встретил сложившимся мастером, участником всесоюзных выставок. В эти же годы художник связал свою судьбу с городом Куйбышевым (ныне Самара). Пейзажи Поволжья, виды старого русского города заняли центральное место в творчестве художника.
Период интенсивной и плодотворной работы Юрия Филиппова — 70-80 годы, отмеченные интересом мастера к природе родных мест. Постепенно формируется ряд тем, выступающих в его произведениях на первый план. Таков мотив дороги, превращающийся в философское размышление о выборе пути, любование небом и интерес к смене природных состояний в одной композиции. Нет такой достопримечательности в Самарской области, которая бы не нашла свое место в полотнах Филиппова. Ширяево, Жигулевские горы, разливы Волги — многие из пейзажей мастера стали самарской «хрестоматией», узнаваемыми «хитами» местной живописной школы. С особым пиететом Филиппов относился к архитектурному наследию Самары. Через любовь к родному городу у художника открылась потребность охватить взглядом другую Россию, познакомится с дальними уголками Союза; автор много путешествовал по Золотому Кольцу, Крыму и Прибалтике. В зарубежных поездках он также искал новые ракурсы привычных «туристических» мест.
Филиппов любил экспериментировать: он пробовал работать в жанре абстракции, а помимо пейзажей в его творчестве появлялись натюрморты и портреты. Время вносило свои коррективы в образный строй и технику, однако Юрий Филиппов до конца находился под влиянием вдохновения, которую дала ему Волга. Она, словно красная нить пронизывает все творчество художника. В своем постоянном движении река непрестанно несется вперед мимо все время преображающихся берегов. Так же и у Филиппова Волга становится связующим звеном между целыми эпохами и городами, сменяющими друг друга.