Культурный гид по Салехарду

Культурный гид по Салехарду

История, культура и археологические коллекции Салехарда.

Салехард — единственный в России город на широте Северного Полярного круга и один из старейших на Крайнем Севере. Его основали русские казаки ещё в 1595 году, Крепость носила название Обдорск. Однако люди жили здесь и 2000 лет назад: недалеко от городской черты найдены руины поселений и древнее святилище. Читайте об известных местах и музеях Салехарда.

Loading...

Стела «Полярный круг»

Первое селение в месте слияния рек Оби и Полуй появилось в 1595 году — казаки
построили здесь крепость, чтобы подавить восстание хантов и манси. Крепость назвали Обдорским острогом. В XVII веке её переименовали в заставу, а в начале XIX века укрепления и вовсе снесли. Современное название Салехард носит с 1933 года. В переводе с ненецкого оно означает «селение на мысу». Сегодня город является одним из старейших населённых пунктов на севере.
На окраине можно увидеть стелу «Полярный круг» — символ географической особенности города. Через Салехард проходит 66-я параллель, которую называют Северным полярным кругом. Впервые памятный знак установили в условной точке в 1980 году. Тогда на бетонном основании укрепили две металлические пирамиды, эти пики олицетворяли собой осколки многовекового льда. Пирамиды разделяла дуга — аллегорический полярный круг. На этом месте стела простояла 23 года.
В 2003 году стелу перенесли из условной точки в географически верную — на площадку недалеко от шоссе «Аэропорт — Салехард». Старый памятный знак демонтировали, а в новой точке установили похожий, из стеклополимерных композитов. В наши дни внутренняя и наружная подсветка в тёмное время суток имитирует северное сияние: пики и дуга переливаются разными цветами.

Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского

История Окружного музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского начинается в 1906 году. Тогда в селе Обдорском священник Иринарх из Миссионерского братства основал «Хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера». Этот небольшой музей стал первым на севере Сибири
. До монашеского пострига служителя звали Иваном Шемановским — сегодня комплекс носит его имя.
В середине 1920-х годов в музее работал краеведческий кружок. В нём участвовали в том числе и политические ссыльные, учёные, которым разрешали вести научную деятельность. Они извлекали артефакты из мёрзлой почвы на территории города. В 1930-40-х годах собрание пополнилось новыми экспонатами: приборами и механизмами заводов Салехарда и произведениями декоративно-прикладного искусства.
Сегодня в музейно-выставочном комплексе хранят археологические, палеонтологические находки и около 19 тысяч книг и старинных рукописных изданий. Среди экспонатов музея можно увидеть мумии мамонтёнка и местного жителя — воина, погибшего здесь в XIII веке, — а также византийские и иранские средневековые изделия из серебра и бронзы.

Музей-квартира Л. Лапцуя

Ненецкий писатель Леонид Лапцуй родился в тундре в семье оленевода
. В Салехарде он учился в школе, а позже, когда стал журналистом, работал в местных газетах. Он разработал первый букварь для национальных школ, собирал ненецкий фольклор и выпускал газету «Наръяна Нгэрм» («Красный Север»), которая сегодня остаётся единственным изданием на ненецком языке.
В Салехарде сохранился дом писателя. В одной из комнат восстановлен интерьер ненецкого жилища, в других можно увидеть личные вещи Лапцуя. Здесь хранятся предметы быта, мебель, семейные фотографии, а также живопись, графику и археологические находки, которые собирал Леонид Лапцуй. В доме размещена домашняя библиотека писателя с произведениями русских классиков, зарубежных прозаиков, с детской и учебной литературой.

Окружной центр национальных культур

В Салехарде находится Окружной центр национальных культур. Его предшественником был «Дом нацмена», созданный ещё в 1925 году. В то время многие ненцы жили в тундре и не умели читать и писать. В Доме нацмена в Салехарде ненецкие оленеводы изучали грамоту, знакомились с культурой других народов. В 1930-х годах здесь появились первые творческие коллективы, а уже в середине XX века на сцене выступал хор коми, русский духовой оркестр, танцевальная группа хантов. Здесь появилась первая ненецкая театральная труппа.
В 1969 году артисты Окружного центра национальных культур основали коллектив национального танца и песни «Сёётей Ямал», который работает и в наши дни. В составе ансамбля — 15 вокалистов, они исполняют северные песнопения акапельно или в сопровождении камерного оркестра. С концертами «Сёётей Ямал» посетил многие города России и зарубежья.

Городище Усть-Полуй в Ямало-Ненецком автономном округе

В 1932 году в 4 километрах от Салехарда начали строить порт для небольших гидросамолетов. Во время земляных работ строители обнаружили в земле необычные предметы — обломки керамических сосудов с узорами. После экспертизы выяснилось, что это изделия древних мастеров. Возраст находок составлял 2000 лет, а на этом месте в начале эры находилось поселение.
Городище назвали Усть-Полуй, поскольку его обнаружили недалеко от места, где река Полуй впадает в Обь. Летом 1935 года здесь начались масштабные раскопки. За один сезон учёные добыли из-под замёрзшего грунта 12 тысяч предметов — изделий из кости, рогов, дерева, бересты и металла. Среди них были элементы собачьей упряжи, фрагменты доспехов, ножи, наконечники стрел и даже инструменты для плавки бронзы. Однако на следующий год руководителя экспедиции Василия Адрианова арестовали по подозрению в контрреволюционной деятельности. Вскоре его осудили и в тот же день расстреляли. Раскопки остановили.
Вторая экспедиция прибыла на городище в 1946 году, археологи изучали устройство поселения — земляные валы, рвы, жилища аборигенов. Тогда же обнаружили и древнее святилище с ритуальными предметами. Но вскоре из-за нехватки средств эту работу прекратили. Учёные вернулись в Усть-Полуй в конце XX века. А в 2003 году в Ямало-Ненецком музейно-выставочном комплексе имени И.С. Шемановского впервые после реабилитации археолога Андрианова прошла выставка «Усть-Полуй: первый век до нашей эры».
В наши дни раскопки продолжаются. По артефактам учёные изучают ремесла, военное дело, быт и транспортную систему древнего поселения.
Автор: Лидия Туляганова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна